Административная реформа

и изменения налогового законодательства


В рамках административной реформы, которая включает в себя изменение межбюджетных отношений и, следовательно, не может не затронуть вопросы налоговой реформы, были приняты два Федерального закона, которыми внесены изменения и дополнения в НК РФ (как в первую, так и во вторую части):

Федеральный закон от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ);

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ О "внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).

Комментарий к изменениям и дополнениям, внесенным в НК РФ Федеральным законом N 58-ФЗ, приводился в предыдущем номере журнала.

В данном материале вниманию читателей предлагается комментарий к изменениям и дополнениям, внесенным Федеральным законом N 95-ФЗ.

Заметим, что изменения, вносимые упомянутыми законами NN 58-ФЗ и 95-ФЗ, различаются принципиально. Если Федеральным законом N 58-ФЗ текст НК РФ меняется таким образом, чтобы положения кодекса соответствовали новой структуре органов государственной власти (и системе отношений между ними, складывающимися в процессе административной реформы), то Федеральный закон N 95-ФЗ помимо чисто технического уточнения некоторых положений, содержит и концептуальные изменения, имеющие значение для всей налоговой реформы (в частности, пересмотр перечня федеральных, региональных и местных налогов). Кроме того, все изменения, внесенные Федеральным законом N 58-ФЗ, вступили в действие с 1 августа 2004 года, а изменения, внесенные Федеральным законом N 95-ФЗ, вступают в силу в разные сроки.


Изменения, внесенные Федеральным законом N 95-ФЗ

в часть первую НК РФ


Наиболее принципиальными изменениями, внесенными в часть первую НК РФ Федеральным законом N 95-ФЗ, следует считать изложение в новой редакции статей 13, 14 и 15 НК РФ, в которых определяется исчерпывающий перечень, соответственно, федеральных, региональных и местных налогов.

Внесенные изменения можно охарактеризовать следующим образом:

во-первых, существенно сокращено количество всех видов налогов: федеральных - с 16 до 10, региональных - с 7 до 3, местных - с 5 до 2. При этом из числа налоговых платежей исключены лицензионные сборы (федеральные, региональные и местные), а также таможенные пошлины и таможенные сборы. По-видимому, предполагается, что порядок исчисления и взимания указанных групп платежей будут регулироваться соответственно, лицензионным и таможенным законодательством.

Из данного факта, в частности, следует, что основные положения НК РФ (в том числе, и те, которые регулируют привлечение налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения) на лицензионные и таможенные платежи более распространяться не будут. Таким образом, вся судебная и арбитражная практика по этим вопросам с 1 января 2005 года в качестве прецедента применяться не должна;

во-вторых, состав налогов приведен в соответствие с современным состоянием законодательной базы в части налогообложения - перечислены только те налоги, взимание которых регулируется главами части второй НК РФ - принятыми и готовящимися к принятию (проекты которых внесены в Госдуму или будут внесены до конца текущего года). Кроме того, уточнено наименование некоторых налогов.

В числе федеральных налогов сохранены: НДС; налог на прибыль организаций; водный налог (который будет взиматься, начиная с 1 января 2005 года в соответствии с новой главой 25.2 части второй НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина.

В отношении трех налогов уточнены их названия - налог на доходы физических лиц вместо подоходного налога; единый социальный налог - вместо взносов в государственные социальные внебюджетные фонды; вместо акцизов - акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.

Исключены из состава федеральных налогов: налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Вместо них взимается налог на добычу полезных ископаемых. Кроме того, из состава федеральных налогов исключены лесной и экологический налог.

Порядок взимания лесного дохода (аналога лесного налога) регулируется Лесным кодексом РФ и иными законодательными и нормативными актами в данной отрасли права.

Что касается экологического налога, то Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена система платежей за негативное воздействие на окружающую среду, взимание которых сдерживается отсутствием разработанных нормативов.

Таким образом, установление порядка взимания лесного дохода и экологических платежей и совершенствование этого порядка будет осуществляться вне рамок налоговой реформы. По-видимому, предполагается, что соответствующая налоговая база облагается налогом на прибыль организаций или НДФЛ (с начисленных дивидендов).

Изменен статус налога на наследование и дарение. Из числа местных налогов он переведен в состав федеральных. Соответственно будут перенаправлены и финансовые потоки, связанные с уплатой данного налога - суммы налога будут поступать в федеральный бюджет, а в местные бюджеты - возвращаться по необходимости - в виде трансфертов, субвенций или субсидий. Как следует из Бюджетного послания Президента Российской Федерации, проект данного налога должен быть принят Госдумой уже до конца текущего года.

Из состава региональных налогов исключены: налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.

Исключение налога с продаж (который взимался до 2004 года) не только из текста статьи 14 НК РФ, но из части второй НК РФ (отдельной главы) является правомерным и, по существу, представляет собой выполнение основного принципа взимания налогов и сборов - недопущение двойного налогообложения. Налоговая база по данному налогу соответствовала налоговой базе по НДС, и взимание одновременно двух этих налогов, по существу, противоречило нормам налогового законодательства.

Исключение дорожного налога связано с тем, что подобный налог (налог на пользователей автодорог) не взимался уже несколько лет, а разработка новой главы НК РФ в этой части признана нецелесообразной. Косвенным подтверждением этому является то, что при принятии пакета законов (который получил название "пакета о монетизации льгот") признан утратившим силу Федеральный закон о дорожных фондах, а также все законодательные и нормативные акты, принятые в развитие этого закона. Предполагается, что в будущем соответствующие виды расходов будут финансироваться за счет средств, полученных от неналоговых платежей, либо за счет средств бюджетов, формируемых за счет других налогов.

Что же касается налога на недвижимость, то здесь ситуация представляется до конца неясной. Исключение налога на недвижимость из перечня региональных налогов не привело к его включению в перечень других налогов (федеральных или местных). Тем не менее, в составе пакета законов по жилищной реформе (или о формировании рынка доступного жилья) на рассмотрение в Госдуму РФ был представлен и прошел первое чтение проект новой главы части второй НК РФ - "Местный налог на недвижимость".

Объектом налогообложения по данному налогу (в случае его окончательного принятия) будет являться суммарная стоимость земельных участков и объектов недвижимости, которые на них расположены. Заметим, что это в полной мере соответствует одному из основных принципов, продекларированных Земельным кодексом РФ - единство судьбы земельного участка и объекта недвижимости. При этом весьма вероятно, что действие закона будет пересекаться с действием других глав НК РФ, регулирующих взимание так называемых "имущественных налогов" - земельного налога (проект которого также внесен в Госдуму РФ), налога на имущество физических лиц, а также налога на имущество (глава 30 НК РФ вступила в силу с 1 января 2004 года).

Вместе с тем, норма, которая ранее была прописана в пункте 2 статьи 14 НК РФ и которой устанавливалось, что при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога, из новой редакции статьи 14 НК РФ исключена.

В проектах новых глав НК РФ, представленных в Госдуму РФ, данная проблема решается достаточно просто - в каждой главе имеется формулировка, исключающая из числа плательщиков налога лиц, уплачивающих тот или иной имущественный налог.

Тем не менее, по нашему мнению, вопросы в связи с введением упомянутых глав части второй НК РФ весьма вероятны. Принятие закона, вводящего местный налог на недвижимость, по-видимому, потребует внесения новых изменений в часть первую НК РФ.