Содержание
Введение 2
Глава 1 Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 4
1.1 Понятие, правовая основа, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 4
1.2 Место надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в системе прокурорского надзора и иных направлений деятельности органов прокуратуры 10
1.3 Объекты и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Пределы допустимого вмешательства прокурора в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 12
Глава 2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 16
2.1 Полномочия прокурора по выявлению фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина 16
2.2 Правовые средства реагирования прокурора на выявленные факты нарушений прав и свобод человека и гражданина 20
2.3 Организация работы по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 24
Решить задачу 26
Заключение 35
Список литературы 37
Введение
Конституция РФ впервые установила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Указав, что провозглашенные права и свободы гарантированы, Конституция определила, что они обеспечиваются правосудием. Это означает, что любой гражданин, полагая, что его права нарушаются и не соблюдаются, вправе обратиться за их защитой в суд. Вместе с тем, обеспечивая населению судебную защиту, государство, которое взяло на себя соблюдение, защиту прав и свобод граждан, возложило надзор за их соблюдением на специальный орган, основной функцией которого является надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Этим органом является прокуратура. Такое закрепление за прокуратурой функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не случайно, ибо только при их неуклонном соблюдении можно обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, соблюдение законных интересов общества и государства. А именно в этих целях возложено осуществление надзора на органы прокуратуры (ст. 1 Закона о прокуратуре).
Необходимо отметить, что на протяжении всей многолетней истории российской прокуратуры при осуществлении правозащитной деятельности органы прокуратуры в большей или меньшей степени осуществляли надзор за соблюдением прав, свобод человека и гражданина. Петр I полагал, что прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всего населения. Защищая и охраняя права населения в таком значительном для государственного управления и судебной системы правовом акте, как «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г., отмечалось: «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интереса императорского величества, наблюдают, чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки». Таким образом, губернский прокурор и губернские стряпчие принимали все необходимые меры к защите не только «интересов императорского величества», но и, что не менее важно, прав его подданных. В Указе Правительствующего Сената от 28 сентября 1828 г. говорилось: «Губернские прокуроры, на основании узаконения, везде смотрят, и бдение имеют, дабы в губерниях ничего противного закону и общей пользе не происходило». В документе судебной реформы 1864 г. — Сборнике судебных уставов — указывалось: «Прокурору должны быть ходатаями, защитниками и представителями в делах, касающихся до казны, до государственного имущества, до государева имущества, а также лиц, которые не способны защищать себя, и поэтому нуждаются в опеке государственной власти».
Однако только в 1995 г., когда в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» была включена самостоятельная глава с одноименным названием, эта отрасль надзорной деятельности получила законодательное оформление. Статьи главы содержали определение предмета надзора (ст. 26 Закона), характеристику полномочий прокурора и основных актов реагирования, применяемых им для защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 27,28 Закона).