Содержание





1        2

2        4

3        5

Заключение        6

Список литературы        6

Приложение        6








Введение

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

§ 1. Предмет надзора

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие, как следует из ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является «соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». Таким образом, законодатель признал, что прокурорский надзор за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, составляет единую отрасль прокурорского надзора, и автор разделяет эту позицию. Хотя некоторые ученые высказывали суждения об отнесении прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД к самостоятельной отрасли прокурорского надзора, однако достаточного обоснования этому не дано.

Изучаемая отрасль прокурорского надзора, являясь самостоятельным видом деятельности прокуратуры, имеет собственное правовое регулирование, закрепленное в нормах гл. 3 Федерального закона о прокуратуре, нашла отражение в нормах УПК РФ, федеральных законах, других законах, действующих на территории России, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. Осуществляя деятельность в рамках этой отрасли прокурорского надзора, прокурор надзирает за соблюдением требований закона о защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения и ограничения ее прав и свобод, об обеспечении законности в процессуальной деятельности органов Дознания, органов предварительного следствия, а также при осуществлении ОРД.

Полномочия прокурора при осуществлении отмеченной деятельности органов прокуратуры также определены в одной статье Федерального закона о прокуратуре. Статья 30 этого Закона изложена в следующей редакции: «1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную Деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются

234

Глава XI. Надзор за исполнением законов органами

уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по во-j просам предварительного следствия и дознания, не требующим законо-| дательного регулирования, являются обязательными для исполнения».]

Одновременно следует подчеркнуть, что работа по осуществлении! надзора за законностью процессуальной деятельности органов дозна-1 ния и предварительного следствия, и особенно за исполнением законом органами, осуществляющими ОРД, имеет значительную специфику.; Так, ОРД осуществляется только для достижения специальных целей! и задач, предусмотренных законом; эта деятельность направлена и на борьбу с преступностью, и на решение иных задач, предусмотренных за-j коном; она проводится как для решения задач, специфичных для органов, ее осуществляющих, так и для оказания содействия в реализации] иных функций правоохранительной и правозащитной деятельности,, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение поставленных] задач; указанная деятельность осуществляется как для выявления пер-] вичных сведений о событиях, имеющих значение для выполнения ука-] занных в законе задач, так и при проверке путем проведения оператив-1 но-розыскных мероприятий полученной информации; этот вид дея-| тельности, как правило, должен осуществляться негласно; она является исключительной компетенцией оперативных подразделений уполно-| моченных государственных органов; эта деятельность осуществляется путем проведения строго регламентированных оперативно-розыскных j мероприятий и реализуется при помощи свойственных только ей сил, средств и методов.

Кроме того, оперативная деятельность осуществляется на основе целого ряда законов и иных нормативных актов, большая часть из которых является правовой основой прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Это Конституция РФ, ме-1 ждународные договоры и соглашения нашей страны с иными государствами, Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции от 29 июня 2004 г.), УПК РФ, УИК РФ, Таможенный ко-, деке РФ. Законами, регламентирующими деятельность отдельных органов, правомочных проводить оперативно-розыскные мероприятия: Закон РФ «О милиции», Федеральные законы «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации», «О государственной охране», «Об обороне», «О пограничной службе в Российской Федерации», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации», а также законы, регулирующие отдельные сферы отношений, в которых допускается возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий и пре-

11. Предмет надзора

235

„усматривается осуществление прокурорского надзора: Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ «О государствен-ной тайне» и др.

Статья 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наряду с Конституцией РФ и федеральными законами относит к правовой основе ОРД принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. В число подзаконных правовых актов входят указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; решения Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, содержащие разъяснение и толкование норм Конституции РФ и федеральных законов, применяющихся или требующих применения в процессе ОРД, а также ведомственные нормативные акты органов, осуществляющих ОРД или надзор (контроль) за законностью этой деятельности. К числу последних можно отнести приказы и указания Генерального прокурора РФ, т. е. специальные акты, посвященные надзору за исполнением законов в ОРД; акты, регламентирующие деятельность прокурора в отдельных отраслях или направлениях, в которых затрагиваются лишь некоторые аспекты надзора за исполнением законов в ОРД; акты, посвященные узким проблемам, к разрешению которых одновременно привлекаются прокуроры, осуществляющие надзор в различных отраслях, акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят ОРД; совместные акты прокуратуры и органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят ОРД.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является одним из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в специальном разделе устанавливает предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, формулирует задачи прокурорского надзора, подчеркивая, что он осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 29, 30).