Содержание





1        2

2        3

3        3

Заключение        3

Список литературы        3

Приложение        3








Введение

оссии «прокуратура с момента ее создания в 1722 г. Императо-гром I и до судебных реформ Александра II (1860-е годы) была щественно органом общего (административного) надзора, а соб-) судебная, обвинительная или исковая деятельность... составить одно из частных дополнений к функции надзора, едва наме-в законе, слабое и незначительное на практике» — так охаракте-I дореформенную российскую прокуратуру в 1889 г. видный венный государственный деятель, министр юстиции, Генерал-)р Н. В. Муравьев1.

)де судебной реформы (1861—1864 гг.) прокуратура лишилась эчий по надзору за исполнением законов. На смену губернской iType пришла судебная прокуратура, которая существовала до : 1917 г. Однако в то время выдвигались многочисленные пред-я, направленные на расширение надзорных прав прокуратуры. )й «отцов» судебной реформы считал реорганизацию прокурор-щзора Д. Аверкиев. «Существуй доселе старая прокуратура, — н, — иначе шли бы дела в губернских присутственных местах их думах и земствах. Сколько жгучих и праздных вопросов не [ бы света божьего! Дело обходилось бы проще. Губернский про-[рисутствуя в думе и земстве, как он присутствовал в дворян-Ураний, и усмотрев несогласие тех или иных постановлений с за-заявлял бы свой протест. И то, что нынче громко именуется ) с властью, называлось бы попросту отступлением от закона»2, эжением о прокурорском надзоре 1922 г. за прокуратурой за-ось, среди других полномочий, осуществление надзора от име-[арства за законностью действий всех органов власти, хозяйст-учреждений, общественных организаций и частных лиц. Имен-хматриваемый период этой отрасли надзора было присвоено •вание «общий надзор». Оно как бы отграничивало ее от иных i прокурорского надзора.

грукция Народного Комиссариата Юстиции «О вопросах бли-деятельности прокуроров на местах в области общего надзора» тября 1922 г. предлагала сосредоточить внимание на законно-ений местных органов о налогах, при разрешении вопросов ипализации и демуниципализации строений и мелких пред-

*>авъев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. ркиевД. Дневник писателя. 1886. Апр. С. 116.

§ 1, Предмет надзора

181

приятии, о реквизициях и конфискациях. В задачи общего надзора входило и возбуждение уголовных дел о должностных и хозяйственных преступлениях, наблюдение за законностью сделок государственных органов и учреждений между собой и с частными лицами с целью не допустить заключения сделок в обход закона, нарушения интересов государства и трудящихся. В порядке общего надзора перед соответствующими органами ставились вопросы о национализации предприятий, которые необоснованно не были национализированы. Большое внимание уделялось пресечению попыток частных предпринимателей обойти советские законы, особенно — надзору за строгим соблюдением ими законов о труде при найме рабочих. После учреждения прокуратуры на местах проводилась большая работа по проверке законности изданных до этого постановлений исполкомов и обеспечению соответствия законам вновь издаваемых местными органами нормативных актов. Факты нарушений законности прокуроры выявляли при проверках жалоб и заявлений, гражданских дел.

Надо отметить, что уже в первые годы функционирования прокуратуры возникли сомнения в возможности охватить общим надзором все нуждающиеся в прокурорском надзоре объекты. При этом высказывались следующие суждения: «Дело не столько в количестве объектов, которые будут охвачены этим надзором, сколько в той системе и планомерности, с какими он будет осуществляться. Ясно, что при теперешнем состоянии прокурора, при тех силах и средствах, которыми он располагает, распространить общий надзор на все теоретически возможные объекты этого надзора немыслимо»1.

Постановка вопроса об ограничении пределов общего надзора не была случайной. Сама новизна и сложность деятельности органов прокуратуры по общему надзору вела к использованию ошибочных методов в работе2. Прокуроры то увлекались производством ревизий, подменяя органы Рабоче-крестьянской инспекции, то затрачивали массу времени на бесплодные обследования с целью отыскать преступления, то требовали от губисполкомов, уисполкомов к себе на просмотр все выносимые ими постановления, решения, приказы и инструкции. Доходило до того, что некоторые особенно ретивые помощники прокуроров производили обследования... родильных домов, пожарных команд, театров и т. д. Энергия затрачивалась огромная, исписывались горы бумаг, а реальных результатов было мало3.

1   Полянский С. Прокуратура как орган надзора // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 22. С. 515.

2   См.: Березовская С. Развитие общего надзора прокуратуры в советском государстве // Социалистическая законность. 1967. № 5. С. 41.

3  Арсеньев Б. Пройденный путь // Социалистическая   законность. 1947. № 5. С. 40, 41.

182

Глава IX. Надзор за исполнением законов

Подобная практика прокурорского надзора, сочетавшая в себе элементы деятельности хозяйственных и контролирующих органов, сложилась, с одной стороны, под влиянием неверных взглядов и установок о работе по общему надзору, а с другой — под прессингом местничества. Руководством органов прокурорского надзора предпринимались усилия для направления надзорной деятельности в нужное русло, «чтобы сузить рамки общего надзора лишь основными объектами и никоим образом не допускать распыления по второстепенным...»1 Однако успеха эти усилия не имели. Немало прокуроров продолжали выполнять несвойственные им функции.

Конституция СССР 1936 г. возложила на Прокурора СССР высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как должностными лицами, а также гражданами СССР. Он осуществляется и через подчиненных ему прокуроров. Высший и прокурорский надзор являются равнозначными понятиями. Последний складывался в своем историческом развитии именно как высший, хотя до 1936 г. он так не именовался. Вопрос о таком его наименовании специально рассматривался в Конституционной комиссии в процессе обсуждения проекта Конституции СССР в 1936 г. Тогда вносилось предложение снять термин «высший», однако оно было отвергнуто Комиссией. Наименование прокурорского надзора высшим и было определено Конституцией.

В Закон «О прокуратуре СССР» 1979 г. была включена специальная глава «Надзор за использованием законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор)». Статья 22 «Задачи общего надзора» этого Закона так определяла задачи общенадзорной деятельности: чтобы акты, издаваемые органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями соответствовали Конституции СССР, конституциям союзных республик и конституциям автономных республик, законодательным актам СССР, союзных и автономных республик, а также постановлениям Совета Министров СССР, советов министров союзных и автономных республик; точно и единообразно исполнялись законы должностными лицами и гражданами. Однако общий надзор прокуратуры часто демонстрировал в те годы свое бессилие, самоустранение прокуратуры от решения стоящих перед ней в этой отрасли надзора задач. «Прокуратура постепенно становилась придатком командно-бюрократической системы управления, размывалась ее централизованная и независимая правоохранительная сущность, происходила адаптация части ее кадров к массо-