СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Понятие гарантий местного самоуправления        4

2        Общие и специальные гарантии        8

3        Система гарантий местного самоуправления        11

Задача        17

Заключение        19

Список использованной литературы        21


Введение


Традиции местного самоуправления старше самого государства и, значит, государственного управления. В этом смысле положение государства как первоначального субъекта общественного правления, давшего права на самоуправление, не исторично. История общинного, городского самоуправления уходят корнями в глубину веков: к полисной демократии античного мира, городской и сельской общинам сословных государств средневековья. Некоторые государства фактически зарождались из местного самоуправления (США, Канада). Вместе с тем, возникновение и усиление государственной организации не повлекли отмены функций местного самоуправления, которое было интегрировано в общую систему государственного управления.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы гораздо лучше могут сами решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы, государственные чиновники при централизованном управлении местными делами. Местное самоуправление позволяет демократизировать сам процесс управления, обеспечиваемый аппаратом, менее бюрократизированным и более приближенным к повседневным нуждам людей, чем громоздкий аппарат государства.

Местное самоуправление рассматривается с различных позиций и трактуется в разных смыслах: в социально-философском - как вид социальной самоорганизации; в политико-правовом - как форма народовластия и способ решения гражданами вопросов местного значения; с функциональной точки зрения - как род профессиональной деятельности - управление. В то же время местное самоуправление - это основополагающий принцип осуществления власти, который в сочетании с принципом ее разделения, определяет систему управления демократического правового государства. Оно также представляет собой способ организации и различные формы осуществления власти населением как непосредственно, так и через избираемые им органы и должностных лиц. Таким образом, местное самоуправление - это способ организации власти и многообразие форм деятельности граждан, совместно проживающих на определенной территории, для самостоятельного и под свою ответственность решения проблем и вопросов местного значения, управляя делами местного хозяйства по праву, признаваемому и гарантированному государством.

Российский и мировой исторический опыт предлагает большое разнообразие форм местного самоуправления, однако везде придается большое значение гарантиям местного самоуправления, так как местное самоуправление бывает уязвимо как в финансовом отношении, так и страдает от тенденции урезания своих полномочий со стороны государственных структур. Поэтому и государство и население одинаково заинтересованы в развитии этой формы организации власти. Следовательно, тема работы является весьма актуальной.



1 Понятие гарантий местного самоуправления


Гарантии местного самоуправления заключаются в следующем:

ѕ полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти;

ѕ органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту законных прав и интересов местного самоуправления;

ѕ никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местного самоуправления, в том числе принимать акты, ограничивающие его компетенцию;

ѕ правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и гражданами.

Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, запрещается. Ст.133 Конституции Российской Федерации вводит запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Под правами местного самоуправления понимаются как права органов местного самоуправления, так и непосредственно права населения, проживающего на территории местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации (ст.131-133) определены основные права и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

ѕ право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления;

ѕ обязательность учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;

ѕ право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать иные вопросы местного значения;

ѕ право органов местного самоуправления на получение необходимых материальных и финансовых средств при наделении их законом отдельными государственными полномочиями;

ѕ право местного самоуправления на судебную защиту;

ѕ право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Конституционные гарантии местного самоуправления получили развитие в федеральных законах, в которых устанавливаются конкретные права местного самоуправления. Это, прежде всего, действующий до 1 января 2006 года Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", .

Законы субъектов Российской Федерации не могут снижать уровень гарантий местного самоуправления, определенный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Указанные ограничения, вводимые законами субъектов Федерации, не имеют юридической силы, поскольку согласно ст.76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.