Содержание

1        Монетарная политика государства        2

2        Построение кривой спроса на экономические ресурсы. Эластичность спроса на экономические ресурсы        19

3        Задача        25

4        Задача        27

Список литературы        29


1 Монетарная политика государства

Монетарная политика — экономическая политика, опирающаяся на способность денежно-кредитной системы существенным образом влиять на функционирование и развитие экономики.

Монетаристы (monetarists) — сторонники теории, в соответствии с которой количество денег в обращении определяет уровень цен и экономическую активность в кратковременном промежутке экономического развития страны. Монетаристы рекомендуют минимальное вмешательство правительства в экономику, поскольку указанные выше взаимозависимости не поддаются контролю. Монетарная политика (monetary policy) предполагает такое изменение денежного предложения, которое повлечет за собой безынфляционный экономический рост и полную занятость.

Нередко, добиваясь внутреннего равновесия, монетарная политика приводит к нарушению платежного баланса, под которым подразумевается сводный баланс международных сделок, заключенных резидентами данной страны с представителями других стран в течение финансового года. Хорошо известно, что монетарная политика одного государства может оказывать влияние на экономическую активность других промышленно развитых стран и вызывать:

– повышение процентной ставки;

– снижение процентной ставки;

– сокращение торговых барьеров.

Главный фактор, с которым сталкивается политика стабилизации — это неопределенность, которая соединена с лагами, т. е. периодами времени между принятием правительством решения и его осуществлением. Как правило, монетарная политика начинает оказывать влияние на экономику в тот период, когда страна находится в условиях полной занятости, и предлагаемая политика может оказаться дестабилизирующей и стимулирующей инфляцию. Еще большие проблемы возникают при стабилизации переходной экономики. Поскольку рыночная инфраструктура находится в стадии создания, то монетарная политика становится неэффективной и плохо предсказуемой.

Цель монетарной политики — изменение совокупного спроса с помощью увеличения или уменьшения денежной массы с последующим сокращением или повышением процентной ставки. Таким образом, достижение стабилизации предполагает использование следующих инструментов: фискальной политики; монетарной политики; регулирования совокупного предложения.

Государственные расходы могут быть направленными как на оживление отдельной отрасли, так и на подъем экономики страны в целом. Если эти расходы не компенсируются налогами, то возможны рост процентных ставок и сокращение инвестиций в частном секторе. Процесс негативных явлений может затянуться до того момента, пока не будут приняты меры монетарного характера для стабилизации процентной ставки.

Изменение количества денежных средств, производимое центральным банком в банковской системе, в соответствии с рекомендациями монетаристов, позволяет изменять процентную ставку и воздействовать на инвестиции и доходы. При этом достигаются следующие взаимозависимости:

– процентная ставка снижается при увеличении предложения денежной массы;

– процентная ставка повышается при уменьшении предложения денежной массы.

Предложение денежной массы на открытом рынке происходит под контролем центрального банка, который увеличивает предложение денег путем закупки. казначейских облигаций. Уменьшение запасов денежных средств на рынке осуществляется продажей казначейских облигаций. При продаже облигаций центральный банк поднимает на них цены до такого уровня, который считается привлекательным для потенциальных продавцов. При увеличении цен на облигации процентная ставка уменьшается, что влечет приток инвестиций.

Стимулирующая монетарная политика проводится в жизнь с целью повышения совокупного спроса, сокращения дефицита государственного бюджета. Так же, как и фискальная политика, монетарная политика имеет одно общее с ней свойство: при увеличении денежной массы происходят сокращение процентной ставки и стимулирование закупок товаров длительного пользования.

Ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации МВФ сводит меры борьбы с инфляцией лишь к финансовой стабилизации (монетаристско-неоклассический подход):

– минимизация или даже ликвидация дефицита государственного бюджета и проведение жесткой ограничительной кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля на доллары и другую твердую валюту (внутренняя конвертируемость);

– саморегулирующее воздействие сформировавшихся рыночных сил и усиление притока в страну иностранных (в основном частных) инвестиций.

Широко распространенные теоретические построения основоположника монетаризма (“чигаская школа”) М. Фридмена имеют своей основе следующие постулаты:

– деньги представляют собой главную сферу, определяющую развитие производства;

– спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту;

– разрыв между денежным спросом вызывает циклические колебания в производстве, которые носят кратковременный характер;

– частное предпринимательство, обладающее внутренним свойством восстанавливать экономическое равновесие (способность к саморегуляции), в конце XX в. утратило это свойство.

Последний из перечисленных постулатов в высокоразвитых странах имеет особое значение, ввиду чего возникает необходимость гибкого сочетания государственного регулирования с рыночными механизмами на основе стимулирования предпринимательской активности и оживления покупательского спроса населения.

Стратегия монетаристов, применяемая в основном к развивающимся странам (к числу которых, по классификации МВФ относилась и Россия), приводит к ряду неизбежных результатов:

– обвальный рост цен (“шоковая терапия”) малоэффективен поскольку влечет за собой инфляцию и снижение уровня жизни населения;

– отсутствие механизма чисто рыночных отношений в любой из развитых стран становится причиной того, что при наступлении стагфляции величина инвестиций снижается ниже критической точки, допустимой в экономике;

– в разбалансированной экономике автоматическая регуляция не происходит (наглядным примером служит Россия); фундаментом здоровой экономики может быть только рост материального производства, “рыночные механизмы” монетаристского толка срабатывают лишь на стадии подъема в хорошо сбалансированной экономике.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой, где причиной кризисов, по мнению монетаристов, является инфляция (как результат излишней денежной эмиссии), обязательным условием нормального функционирования экономики служит использование двух финансовых рычагов:

– жесткое ежегодное балансирование бюджета с максимальным сокращением его расходной части;

– сдерживание денежной массы.

Данные условия ставятся во главу угла МВФ при выдаче кредитов правительствам стран, пользующихся ими. В результате теоретическая