ref3953 

РАБОЧИЙ ЛИСТ 1  Мировая экономика: сущность и особенности развития в современных условиях.

Задание 1: Выберите правильный ответ.

1.  По классификации МВФ к группе развитых стран относятся:

а) США

б) Канада

в) Нидерланды

г) все перечисленное верно.

2.   По классификации МВФ к группе стран с переходной экономикой относятся:

а) Китай

б) Албания

в) Сингапур

г) Новая Зеландия.

3.  По классификации МВФ к группе развивающихся стран относятся:

а) Китай

б) Саудовская Аравия

в) Ангола

г) все перечисленное верно.

4.  К числу резидентов относятся:

а) рабочие-мигранты, если они проживают в данной стране больше одного года

б) предприятия, полностью или частично принадлежащие иностранному капиталу, осуществляющие деятельность в данной стране

в)  правительственные     органы     данной     страны,     включая     их представительства за рубежом (только представительства за рубежом)

г) все перечисленное верно.

5.  Д. Риккардо относится к (классической школе политической экономии):

а) субъективно-психологической школе

б) новой кейнсианской школе

в) технологической школе

г) классической монетаристской школе.

Задание 2:

Верно /Неверно

1. В отличие от мирового рынка мировое хозяйство охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства. Верно

2. Мировая экономика - форма существования и развития мирового хозяйства, его внутренний механизм. Неверно

3. Конкуренция на внутренних рынках жестче, чем на мировом рынке. Неверно

4. В международной статистике экономический масштаб страны обычно измеряется таким показателем, как ВВП. Верно

5. Доля экспорта в ВВП - основной показатель открытости экономики. Верно

Задание 3: Изучите таблицу 1. Определите долю экспорта товаров и услуг в ВВП развитых стран в 1997 г. и ранжируйте их по степени открытости экономики. Заполните таблицу 2, сделайте выводы.

таблица 1





1997


1998


1999


1


2


3


4


5


Австрия


ВВП


206,0


211,0


208,9




ЕХ товаров и услуг


88,2


95,1


94,6


Бельгия


ВВП


242,5


248,7


245,7




ЕХ товаров и услуг


185,0


191,6


193,0


Канада


ВВП


607,6


581,3


612,0




ЕХ товаров и услуг


248,1


248,1


275,9


Дания


ВВП


170,0


174,4


174,3




ЕХ товаров и услуг


62,1


62,7


64,7


Финляндия


ВВП


119,8


125,5


126,1




ЕХ товаров и услуг


47,7


50,1


48,1


Франция


ВВП


1394,1


1428,7


1410,3




ЕХ товаров и услуг


365,3


387,1


372,6


Германия


ВВП


2089,9


2125,7


2081,0




ЕХ товаров и услуг


592,5


623,1




Греция


ВВП


119,9


120,8


123,5




ЕХ товаров и услуг


14,8






Исландия


ВВП


7,3


7,9


8,4




ЕХ товаров и услуг


2,6


2,8


-


Ирландия


ВВП


77,1


80,6


84,8




ЕХ товаров и услуг


61,4


71,7


-


Италия


ВВП


1145,4


1171,3


1150,0




ЕХ товаров и услуг


307,4


310,1


292,0


Япония


ВВП


4197,4


3783,0


4395,1




ЕХ товаров и услуг


478,5


436,4


464,6


Нидерланды


ВВП


363,3


381,2


384,7




ЕХ товаров и услуг


218,6


224,7


223,3


Норвегия


ВВП


153,3


146,0


145,1




ЕХ товаров и услуг


63,3


54,1


-


Португалия


ВВП


101,2


106,4


107,3




ЕХ товаров и услуг


32,4


34,0


34,6


Испания

ВВП


532,0


554,0


562,0




ЕХ товаров и услуг


151,0


161,2


164,3



Швеция

ВВП


227,7


226,4


226,2




ЕХ товаров и услуг


100,9


103,2


-



Швейцария

ВВП


255,2


263,6


260,1




ЕХ товаров и услуг


120,3


120,0


-



Англия

ВВП


1282,9


1361,0


1373,6




ЕХ товаров и услуг


375,5


372,5


370,5



США

ВВП


7844,0


8248,8


8708,9




ЕХ товаров и услуг


938,5


933,9


960,1




Таблица 2

Страна

ВВП, млрд.долл.

ЕХ товаров и услуг, в млрд. долл.

Доля экспорта в ВВП,%

Ирландия

77,1

61,4

79,6%

Бельгия

242,5

185

76,3%

Нидерланды

363,3

218,6

60,2%

Швейцария

255,2

120,3

47,1%

Швеция

227,7

100,9

44,3%

Австрия

206

88,2

42,8%

Норвегия

153,3

63,3

41,3%

Канада

607,6

248,1

40,8%

Финляндия

119,8

47,7

39,8%

Дания

170

62,1

36,5%

Исландия

7,3

2,6

35,6%

Португалия

101,2

32,4

32,0%

Англия

1282,9

375,5

29,3%

Испания

532

151

28,4%

Германия

2089,9

592,5

28,4%

Италия

1145,4

307,4

26,8%

Франция

1394,1

365,3

26,2%

Греция

119,9

14,8

12,3%

США

7844

938,5

12,0%

Япония

4197,4

478,5

11,4%



Вывод:  Страна с самой открытой экономикой – Ирландия, закрытой – Япония.

РАБОЧИЙ ЛИСТ 2 Основы международной торговли.

Задание 1: Выбери правильный ответ.

1.  В товарной структуре мировой торговли наиболее динамично растет объем торговли:

а) продукцией добывающей промышленности

б) сельскохозяйственной продукцией

в) промышленными товарами

г) ценными бумагами.

2.   Согласно теории жизненного цикла товара на стадии зрелости его производство размещается:

а) только в промышленно развитых странах

б) в различных странах

в) в стране нововведения

г) преимущественно в развивающихся странах.

3. Согласно    теории    сравнительных    преимуществ    международная специализация страны определяется:

а) размером страны

б) правительством

в) транспортными расходами

г) все перечисленное верно.

4.Кривая производственных возможностей (КПВ) показывает:

а)  возможности роста объема производства одного блага при снижении объема производства другого блага

б)   зависимость   между   объемом   производства   товара   и   ресурсами, неооходамымй для получения этого товара

в) зависимость спроса на товар от его цены

г)   сочетание  любых  двух  ресурсов,   которые   можно  приобрести  за определенную сумму денег.

Задание 2: Верно / Неверно

1. Теория сравнительного преимущества делает акцент на абсолютных, а не на относительных преимуществах. - Неверно

2. Теория   абсолютного   преимущества   дает   объяснение   различной производительности труда в разных странах. - Неверно

3. В теории жизненного цикла на стадии упадка основным конкурентным фактором является цена. Верно

4. Активное сальдо торгового баланса означает превышение импорта над экспортом. - Неверно

5. Мировой товарооборот - это сумма внешнеторгового оборота всех стран мира. - Верно

6. Торговый   баланс   отражает   результат   внешнеторговых   операций, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг. - Верно

Задание 3:

1.    Объясните    разницу    между    абсолютными    и    относительными преимуществами.

Абсолютные преимущества в производстве продуктов складываются, когда одна страна может выпускать их более эффективно, чем другая. Об относительном преимуществе можно говорить тогда, когда альтернативная стоимость производства продукта в данной стране ниже, чем у других государств.

2. Укажите различия в таких понятиях, как внешняя торговля и мировая торговля.

Термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. При этом «мировая торговля» представляет собой совокупный товаро­оборот между всеми ее участниками.

РАБОЧИЙ ЛИСТ 3 Торговая политика