СОДЕРЖАНИЕ



Социально-экономические последствия безработицы        2

Механизм рынка несовершенной конкуренции        10

Список использованной литературы        19

Социально-экономические последствия безработицы


На рынке труда между различными его подструктурами в больших масштабах и достаточно динамично происходит непрерывная циркуляция крупных, средних и мелких контингентов людских ресурсов. Значительное число работников постоянно входит в состав экономически активного населения, выбывает из него, трудоустраивается и через некоторое время вновь увольняется, затем включается в поиск следующей работы и т.д. Следовательно, на рынке труда формируются определенные потоки: выбывающие из состава рабочей силы; вступающие в состав рабочей силы; отказавшиеся от поисков работы; потерявшие работу; получившие работу.

В любом обществе безработица всегда связана с определенными экономическими и социальными издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Происходит обесценивание, недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей. Уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижения средней продолжительности жизни, усиления оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж.

Следует также учитывать, что в результате проведения реформ, приватизации, изменения форм собственности и организационно-правовых форм предприятий, сопровождающихся при этом падением производства и сокращением рабочих мест, усилились процессы выталкивания высококвалифицированных работников из реального сектора экономики. Большинство из них не может найти должного применения своим способностям в рыночном секторе, не может устроиться по специальности, отчего теряет и сам работник, и общество в целом.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А.Оукеном.

(Y* - Y)/Y= b x (U- U*),

где Y— фактический объем производства (ВВП); Y* — потенциальный ВВП (при полной занятости);  U — фактический уровень безработицы;   U* — естественный уровень безработицы (норма безработицы при полной занятости); b — параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3%). Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b%. По расчетам Оукена, в 60-е годы в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Разность между фактическим и естественным, уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы (Uk).

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%. Так, если в данном году фактический ВВП составил 4500 млрд дол., фактический уровень безработицы — 8%, а ее естественный уровень — 6%, то экономика недополучила продукции на 270 млрд дол., что составляет 3% х 2% = 6% фактически произведенного ВВП. Потенциальный ВВП при полной занятости составил бы 4770 млрд дол.

Безработица ведет к усилению социально негативных процессов, росту напряженности, "социальной патологии" в обществе. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем.

Американский ученый М.Х.Бренер на основе анализа данных о населении США в 1970 г. отмечал, что на протяжении 30 лет увеличение безработицы на 1% при сохранении ее в течение шестилетнего периода приводит к увеличению показателей "социальной патологии": общей смертности — на 2%, числа самоубийств — на 4,1, количества убийств — на 5,7, числа заключенных в тюрьмах — на 4, количества больных в результате психических заболеваний — на 4%. В целом же совокупные затраты общества, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных последствий безработицы, имеют довольно значительную величину.

Массовая безработица представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем и является реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми. Поэтому борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах Запада всегда уделялось самое серьезное внимание. В практической политике правительств этих стран программа улучшения занятости всегда занимала и занимает одно из центральных мест.

В современной западной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяют два главных направления: неоклассическое и кейнсианское. Разработанные в рамках данных школ методы и инструменты по регулированию рынка труда предлагается широко использовать странам не только с развитой рыночной экономикой, но и с переходной экономикой.

Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.

Представители неокейнсианского направления считают, что рынок труда может достичь равновесного состояния даже при высоком уровне безработицы, но для этого необходимо государственное вмешательство и макрорегулирование рынка труда. Суть их рекомендаций сводилась к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособного спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение национализированного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции.

Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом А.Филлипсом в 50-е годы. В своем исследовании "Связь между безработицей и темпами изменения 1861—1957 гг." он показал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня, безработицы находились в обратной зависимости, т.е. чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модифицированном виде кривая Фйллипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен Р (инфляцией) и уровнем безработицы U. Кривая Фйллипса в краткосрочном периоде Fs представлена на рис. 1.