Содержание





1        Методы управления акционерным капиталом        2

2        Эффект от увеличения уставного капитала от дополнительной эмиссии акций        15

Список литературы        25



1 Методы управления акционерным капиталом

финансы акционерных обществ имеют наиболее сложную внутреннюю систему функционирования. Акционерные общества объединяют широкий круг юридических и физических лиц — акционеров. Соблюдение прав акционеров — одно из условий финансовой деятельности акционерных обществ. Имущество акционерного общества формируется за счет продажи акций в форме открытой либо закрытой подписки, полученных доходов и иных источников.

Организационные схемы создания и функционирования закрытых и открытых акционерных обществ приведены на рис. 1 и 2. 


Рис. 1. Организационная схема закрытого акционерного общества

Деятельность акционерных обществ определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”. Особенности функционирования акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, определяются отдельными законодательными и нормативными актами.

Они действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

 

Рис. 2. Организационная схема отрытого акционерного общества

АО несет ответственность по финансовым и другим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность АО вызвана действиями или бездействием его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные указания, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества АО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Акции ЗАО распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Оно не проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и не предлагает их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ограничено: оно не может превышать 50. Если число акционеров ЗАО превысит установленный законом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного законом предела, ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке.

Единственным учредительным документом АО является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Уставом могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Для финансиста важно, что внесение в устав изменений, связанных с уменьшением уставного капитала, осуществляются только на основании решения об уменьшении уставного капитала, принятого общим собранием акционеров. Внесение в устав изменений, связанных с увеличением уставного капитала, осуществляется на основании решения об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций, принятого общим собранием акционеров или советом директоров, если в соответствии с решением общего собрания акционеров или уставом совету директоров принадлежит право принятия такого решения, и решения совета директоров об утверждении итогов размещения дополнительных акций.

Управление акционерным капиталом представляет собой обширную сферу деятельности финансового работника и предполагает разработку дивидендной политики предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика пред­ставляет собой составную часть общей политики управления при­былью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потреб­ляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов:

1. Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.

2. Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия.

3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки.

Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:

– факторы, характеризующие потребности предприятия в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.).

– факторы, характеризующие возможности предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники: