СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Социометрия  как  метод и  теория  Я.Л.Морено        4

2        Процедура проведения социометрического                                      исследования        7

3        Виды социометрического критерия        9

4        Способы обработки социометрических данных        14

5        Аутосоциометрические методы        16

Заключение        21

Список использованной литературы        23

Введение

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия –метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные  и слабые  стороны, поэтому тема работы является актуальной.

1 Социометрия  как  метод и  теория  Я.Л.Морено

Понятие «социометрия»  ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974). Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние  не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. В книге Морено «Кто выживет?» мы можем найти три смысла понятия «социометрия». Во-первых, социометрия понимается как  часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций, во-вторых, это экспериментальная методика (социометрический тест) применения количественных методов, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии.

Новый в методическом отношении социометрический тест был получен благодаря тому, что Я. Морено перевел понятия притяжения и отталкивания в  понятия выбора и отвержения, которые могут быть подвергнуты количественному анализу. Однако не «подсчет голосов» является целью социометрии. В качестве самого важного условия для проведения социального эксперимента выступает процесс субъективизации испытуемых. Если субъективизация произошла, то испытуемый принимает участие в тестировании не только в качестве измеряемого объекта, но и в качестве субъективно заинтересованного в познании и изменении глубинной социальной структуры группы, с которой он связан в своей жизни. В этом случае результаты социометрии составляют основу для