Методы социальной работы по области применения в педагогики и экономики

Социально-педагогические услуги сводятся к оказанию квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (отношений родителей и детей, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, межличностных отношений в целом в семье и т.п.).

Социально-педагогическую диагностику и обследование личности следует проводить с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (как взрослого человека, так и ребенка) объективную оценку ее состояния в целях оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогический помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную жизненную ситуацию. С помощью социально-педагогической диагностики определяется уровень интеллектуального развития ребенка, изучаются его склонности, степень готовности к школе и т.д.

Педагогическая коррекция как социальная услуга должна обеспечивать оказание квалифицированной и действенной педагогической помощи родителям (как правило, проводится в форме бесед, разъяснений, рекомендаций) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок при воспитании детей, в определенной степени травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.

Социальными службами проводится также организация досуга, которая должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей). Такая услуга должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышать степень творческой активности клиентов, привлекать их к участию в семейных и детских торжествах, соревнованиях и иных культурно-массовых мероприятиях (а детей - и к занятию спортом), к проведению других подобных мероприятий.

Качество услуг, связанных с получением или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому), учитывая их физические возможности и умственные способности, определяется тем, в какой степени созданные в учреждениях или на дому условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специально разработанным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по таким специальным программам. Качество данных услуг будет зависеть и от того, способствуют ли сами программы успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению. Программы же должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала.

Социальные услуги, непосредственно связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь клиентов в различные формы жизнедеятельности. При оказании таких услуг учитывается состояние их здоровья, а также обеспечивается активное участие клиентов в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их как личностного, так и социального статуса.

Обучение основам домоводства выпускников интернатов, проживающих самостоятельно, должно отвечать требованиям наглядности и эффективности. В результате оказания данной услуги клиенты должны в полном объеме освоить элементарные бытовые процедуры (такие как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уборка квартиры и т.п.).

Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации должно способствовать развитию у инвалидов практических навыков умения самостоятельно пользоваться этими средствами. А вот профессиональная реабилитация инвалидов должна быть ориентирована на максимально возможное восстановление их профессиональных навыков и овладение новыми профессиями. Профессиональное консультирование, в свою очередь, должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов.

Социальная услуга, заключающаяся в содействии в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, должна обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи клиентам в повышении квалификации и качества их труда, а также помощи в своевременном и полном снабжении их сырьем и выгодном сбыте продукции. Более того, определять форму обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказывать им действенную помощь в организации обучения следует с учетом уровня их знаний, физического и психического состояния и иных существенных факторов. Организация же профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства этой категории подростков должна помочь им в выборе профессии, обучении этой профессии, получении соответствующей квалификации и трудоустройстве по выбранной профессии.

Такая услуга, как обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения с другими людьми и другим формам жизнедеятельности должна способствовать формированию ребенка (подростка) как личности. Посредством обучения ребенок-инвалид становится самостоятельной, способной обслужить себя в бытовых условиях, культурной и вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированной личностью. Качество такого обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей, а также и их адаптации к окружающей обстановке.

В свою очередь, социально-педагогический патронаж семей должен быть проведен с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.), физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми и других существенных критериев. Качество оказания такой услуги оценивают по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки.


Сущность социально-экономических услуг сводится к содействию населению всех категорий и групп в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, кредитов, алиментов, предоставлению жилья или улучшению жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оказание таких услуг должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.

Рассмотрим критерии качества отдельных социально-экономических услуг.

Так, компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, произведенных в связи с проездом к месту обучения, на лечение, консультации, должна своевременно и полностью возмещать эти расходы каждого клиента в соответствии с финансовыми документами, подтверждающими их законность и обоснованность.

Обеспечение при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным законодателем нормативам должно способствовать удовлетворению потребностям клиентов в добротной, соответствующих размеров, роста и фасона одежде и обуви, а также в денежных средствах.

Содействие в обеспечении нуждающихся клиентов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно позволять получение ими хорошего качества, надежных и удобных в пользовании вышеперечисленных реабилитационных изделий в кратчайшие сроки.

Оказание материальной помощи клиентам сводится к предоставлению им денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви, белья и других предметов первой необходимости (в пределах установленных законодательством РФ норм).

Услуга, заключающаяся в обеспечении клиентов бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, должна гарантировать им своевременное получение питания или продуктов в соответствии с установленными законодательством РФ нормами.

Содействие же в решении вопросов занятости населения заключается в объективном информировании клиентов о состоянии данной проблемы в интересующих их регионах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с гибким рабочим графиком, на дому), а также в устройстве на курсы переподготовки через местные органы службы занятости населения и т.д.

Социальная услуга, касающаяся консультирования по вопросам самообеспечения граждан и их семей, должна способствовать разъяснению клиентам их прав и возможностей в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и оказанию квалифицированной помощи в решении этих и других вопросов поддержания и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи.

Социальный патронаж малообеспеченных семей и одиноких граждан проводится, как правило, посредством систематических наблюдений за социально-экономическим состоянием клиентов и позволяет своевременно выявить угрозу осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и оказать им необходимые в тот или иной сложный момент социально-экономические услуги.