Содержание





Введение        2

1        Проблемы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями        6

1.1        Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями        6

1.2        Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями        16

2        Методы работы с детьми с ограниченными возможностями        22

2.1        Особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями        22

2.2        Методика социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями        30

2.3        Использование информационных технологий для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями        42

Заключение        51

Список литературы        54

Приложение        58



Введение

Для современного российского общества характерными чертами являются: стремительный темп развития, усложнение социальных связей, изменения на социальном, политическом и экономическом уровнях. Любые изменения в обществе не могут не влиять на обострение тех или иных  социальных проблем. На сегодняшний день в России отмечается рост дезадаптивных слоев населения, столкнувшихся с бедностью, безработицей, увеличение преступности и наркомании среди подростков, такие явления как  сиротство, бродяжничество, множество проблем, связанных с социализацией и адаптацией лиц, имеющих психические или физические отклонения и многие другие.

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом  отношении.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и  физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.

В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь, официальное появление  социальной работы как профессии зарегистрировано лишь в начале 90-х годов, поэтому   сегодня остро ощущается потребность в научных разработках, исследованиях, новых методиках и технологиях, способствующих созданию условий для максимального внедрения в общество отдельных лиц или групп людей, социализация которых нарушена. Особую значимость в современных условиях имеет также социальная педагогика, поскольку именно воспитание как социальный феномен призвано содействовать изменению личности, оно играет важную в роль гармонизации отношений отдельной личности и общества. Более того, многие ученые утверждают, что социальная работа должна иметь педагогическую базу. Как пишет Бочарова В. Г., – для большей эффективности осуществляемой деятельности «слишком очевидной стала востребованность  тех ценностей, которые являются общими для всех представителей этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность».

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Задачами курсовой работы являются:

Изучение проблем социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

Изучение методов социальной работы детьми с ограниченными возможностями;

Выявление особенностей социальной работы детьми с ограниченными возможностями с применением компьютерных технологий.

Объектом исследования является социальная работа в обществе.

Предмет исследования – социальная работа с детьми с ограниченными возможностями в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические исследования, монографии, статистические данные.

На сегодняшний день  вопросы из области социальной работы отражены  трудах Белинской А.Б., Л. Г. Гусляковой,  С. И. Григорьева, В. А. Ельченинова, Колкова В.В., П. Д. Павленка, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой В. Н. , Шапиро Б.Ю., Ярской В. Н. и др.  К проблемам социальной педагогики, а также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих  трудах такие российские ученые  как Бочарова В. Г., Вульфов Б.З., Галагузова М.А., Гуров В. Н., Загвязинский В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А.,  Мудрик А.В., Маврина И.А., Малыхин В. П., Павлова Т.Л., Плоткин М. М.,  Сластенин В.А., Смирнова Е.Р.,  Штинова Г.Н., Ярская В.Н.

При осуществлении исследования использовался личностно-ориентированный подход (Н. А. Алексеев., Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.); концепции социальной психологии механизмов и этапов социализации (Г. М. Андреева, А. А. Реан и др.); концепция реабилитационной педагогики (Н.П. Вайзман, Е. А. Горшкова, Р. В.Овчарова и др.).