ПЛАН



Методы и принципы правового регулирования хозяйственной деятельности        2

Методы правового регулирования        2

Принципы правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности        8

Список литературы        16

Методы и принципы правового регулирования хозяйственной деятельности

Методы правового регулирования


Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами:

1) характером положения участников правоотношения;

2) особенностью содержания правоотношений;

3) особенностью состава юридических фактов;

4)спецификой ответственности.

Следует отметить, что в сложных отраслях, к которым относится и предпринимательское право, обычно используются несколько методов регулирования.

В ходе анализа проявления интересов при правовом регулировании необходимо четко различать понятия “предмет (объект) правового регулирования” и “объект правовой охраны”.

Интерес не является отношением между двумя или несколькими субъектами. Поэтому интерес может быть лишь объектом правовой охраны, находящимся за пределами самого права, подобно тому как окружающая природная среда является объектом правовой охраны, но не может быть предметом (объектом) правового регулирования.

Имущественный интерес для субъекта как явление его сознания существует независимо от того, охраняется он законом или нет. Вопросы правового регулирования оказывают влияние лишь на реализуемость этого интереса.

Юридическая норма может быть определена как исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное (общее) правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида (лицам, осуществляющим определенную деятельность) юридические права и налагает на них юридические обязанности.

Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения. От вида нормы права зависит характер поведения субъекта права.

Среди огромного количества классификаций юридических норм для рассмотрения вопросов правового регулирования основное значение имеют: 1. деление норм по функциональному назначению на регулятивные и охранительные (можно объединить их термином “представительно - обязывающие”), а также специализированные; 2. деление норм в зависимости от привлечения судебных органов к охране (в том числе к защите) прав и законных интересов на материальные и процессуальные.

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование общественных отношений (деятельности) путем предоставления участникам прав и возложения обязанностей. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

В зависимости от характера устанавливаемых субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы в свою очередь подразделяются на три вида:

1. обязывающие - юридические нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные юридические действия;

2. запрещающие - юридические нормы, устанавливающие обязанность лица воздерживаться от определенных действий;

3. управомочивающие - юридические нормы, устанавливающие субъективные права на совершение тех или иных активных действий.

Это деление органически связано со способами правового регулирования.

Специализированные нормы - предписания имеют дополнительный характер и в плане правового регулирования как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам. И хотя в них не устанавливаются конкретные правила поведения, они подлежат обязательному учету при применении соответствующих им регулятивных и охранительных норм, действуя с ними в нерасторжимом единстве (в этом и заключается общеобязательность их применения.

Способы правового регулирования можно определить как систему действий, применяемых при осуществлении юридического воздействия на общественные отношения (деятельность их участников.

Конкретные способы правового регулирования находят выражение в юридических нормах.

Выделяют три способа правового регулирования.

1. Дозволение - предоставление права на собственные активные действия.

2. Обязывание - возложение обязанности к активному поведению.

3. Запрещение - возложение обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода.

Эти три способа при определении содержания правоотношения используются в двух сочетаниях: дозволение одному лицу - обязывание другого (правоотношения активного типа) и дозволение одному лицу - запрет для другого (правоотношения пассивного типа.

При правовом регулировании вне правоотношения через установление правосубъектности (т. е. возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои права) используются только два способа: либо общее дозволение с более конкретными запретами (общедозволительный тип правового регулирования), либо общий запрет с конкретными дозволениями (разрешительный тип правового регулирования. При этом более конкретные запреты и дозволения могут, в свою очередь, устанавливаться либо также в виде общего запрета и общего дозволения, либо уже как субъективные права и обязанности в рамках конкретных правоотношений. Например, устанавливается общее дозволение в виде права на осуществление предпринимательской деятельности и общий запрет осуществлять эту деятельность без государственной регистрации.

Соответственно тип правового регулирования представляет собой общую характеристику воздействия на общественные отношения (деятельность их участников) в зависимости от того, что лежит в основе регулирования - общее дозволение или общий запрет.

В отличие от способов правового регулирования здесь речь идет не о формально-определенных нормах права, а об общем дозволении или общем запрете как исходных нормативных регулирующих началах, которые закрепляются через весь комплекс норм, регулирующих данную сферу общественных отношений (вид деятельности. Сама норма права, в которой закрепляется общее дозволение или общий запрет содержит лишь “общую установку”, которая, с одной стороны, определяет весь порядок правового регулирования данных отношений (вида деятельности), а с другой стороны, может предусматривать возможность установления исключений.

Примером общего дозволения (для субъектов гражданского права) и одновременно общего запрета (для контролирующих органов) могут служить положения, содержащиеся в п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ :

“Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и