СОДЕРЖАНИЕ


Введение        3

1        Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации                        6

1.1        Анализ положения с государственными гарантиями субъектам малого предпринимательства в РФ        6

1.2        Основные результаты развития малого бизнеса в РФ        10

2        Анализ развития и проблем малого предпринимательства в Тамбовской области        20

2.1        Состояние и проблемы предпринимательства в Тамбовской области        20

2.2        Анализ муниципальной программы поддержки и развития предпринимательства города Тамбова        33

2.3        Учет региональных особенностей развития малого бизнеса и разработка муниципальных программ поддержки и развития малых предприятий        38

3        Разработка основных положений муниципальной программы развития малого предпринимательства        56

3.1        Основные положения программы развития малого предпринимательства города Тамбова        56

3.2        Оценка эффективности лизинговых операций        64

3.3        Рекомендации по адресной поддержке потенциальных предпринимателей        76

Заключение        83

Список использованной литературы        86

Приложение А        91

Приложение Б        97

Введение


Происходящая в России трансформация экономики и всей общественной системы закладывает основы создания рыночной экономики. Стратегической целью политики государства должно быть создание рамочных условий, обеспечивающих этот процесс. Следовательно, экономическая политика государства должна способствовать формированию субъектов рынка, адекватно реагирующих на импульсы рыночного хозяйства.

Главный принцип данной политики - комплексность мер регулирования, основанная на понимании взаимозависимости всех экономических явлений и процессов. Критерий того, насколько этот принцип реализуется, - эффективность механизма конкурентных цен.

С этой точки зрения можно констатировать: за годы реформ в России цены на ряд товаров и услуг были отпущены, но монопольная структура предложения, многочисленные административные барьеры между регионами, почти полное отсутствие межотраслевого перетока капитала привели к тому, что механизм конкурентного ценообразования практически не работает.

Поэтому важным направлением экономической политики, прямо стимулирующим развитие предпринимательства, становятся институциональные реформы, нацеленные на укрепление прав собственности, выполнение контрактных обязательств, четкое разделение ролей собственников и менеджеров, повышение информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий - все то, что получило название “реформа предприятий”.

Следствием сохранения неблагоприятных для предпринимательства и инвестиций экономических условий стал чрезмерно затянувшийся даже по меркам стран с переходной экономикой “трансформационный” спад производства. Массив новых, адаптированных к рынку предприятий оставался слишком незначительным и не мог компенсировать прогрессирующую деградацию старых, безнадежно отставших с точки зрения уровня технологии и управления производств. При этом важно заметить, что велика роль малых предприятий, вак наиболее динамичного и легко перестраивающегося сектора экономики. Однако для развития малого предпринимательства необходима, как показывает мировой опыт, поддержка со стороны государственных и муниципальных органов управления.

При анализе окружения малого бизнеса как сектора экономики, его институциональной среды на первый план выходят вопросы государственной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая общеэкономическую политику в отношении предпринимательства и специальную политику поддержки малого бизнеса. Исходя из принципов формирования государственной политики в отношении малого бизнеса, выработанных исходя из необходимости достижения ее экономических и социальных целей и задач, следует особое внимание уделить такому важнейшему для российской экономики вопросу, как финансово-кредитные методы государственной поддержки малых предприятий.

Исходя из влияния государственной и региональной экономической политики на развитие частного предпринимательства в целом, можно выделить общие и специальные цели деятельности органов управления в области малого бизнеса. Чаще всего они формулируются в виде специальных программ, направленных на поддержку и развитие малых предприятий.

Исходя из важности этого сектора экономики для стабильности экономической и социальной сфер государства можно констатировать актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы – изучение методических основ формирования муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Задачами дипломной работы являются:

1. Исследование развития малого предпринимательства в России;

2. Исследование состояния государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;

3. Анализ развития и проблем малого предпринимательства в Тамбовской области

4. Разработка основных положений муниципальной программы развития малого предпринимательства.

Объектом исследования является российский малый бизнес.

Предмет исследования – экономические и социальные отношения в обществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

* Определено место малого бизнеса в предпринимательской среде России;

* Предложены пути развития малого бизнеса в России при выборе различных направлений государственной поддержки;

* Произведена оценка различных способов приобретения имущества малым предприятием на примере ЧП «Золотой дождь».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов работы для выбора оптимального набора мер по поддержке малого бизнеса.