СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Проверка пройденного материала 5
2 Сущность и виды конкуренции (лекция 1) 9
3 Сущность и виды монополии (лекция 2) 15
Подведение итогов 19
4 Закрепление и контроль полученных знаний 23
4.1 Самостоятельная работа по теме "конкуренция и монополия" 23
4.2 Тренировочные задания к теме 25
4.3 Тест к теме "конкуренция и монополия" 26
4.4 Вопросы и задания для самоконтроля (домашнее задание) 27
5 Типичные проблемы при изучении темы 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32
Введение
Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить; не отстать от него, создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование процветание действуют надежнее всех иных стимулов.
Конкуренции противоречит монополия. Понятие “монополия” означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.
Таким образом, выявление взаимоотношений этих структур является актуальной темой.
Цель: Выявить условия организации рынка, при которых достигается эффективное распределение ресурсов. Показать меры, с помощью которых государство обеспечивает равенство условий конкуренции между фирмами.
Результатом изучения темы должно стать представление о многообразии структур рынка, обладающих сравнительными преимуществами и недостатками с точки зрения эффективности распределения ресурсов. Понимание разрушительных последствий для рынка и экономики усиления монопольной власти фирм. Знакомство с принципами государственной политики поддержки конкуренции.
Задачами изучения темы в соответствии с данными целями являются:
ѕ Формирование у учащихся умения объяснять содержание понятий “монополия”, “олигополия”, “монополистическая конкуренция”, “совершенная конкуренция”, выявлять принципиальные, определяющие характеристики каждого типа рыночной структуры.
ѕ Формирование у учащихся умения описывать механизм функционирования фирмы в условиях монополии, олигополии, монополистической или совершенной конкуренции, приводить примеры совершенной и несовершенной конкуренции.
ѕ Формирование у учащихся умения находить проявления каждого из типов рыночных структур среди реальных предприятий конкретного региона (например, г. Тамбова и Тамбовской области).
ѕ Формирование у учащихся умения анализировать:
* положительные и отрицательные стороны различных рыночных структур;
* возможности и целесообразность государственного регулирования для каждого типа рынка.
Форма занятий: 2 урока по 45 минут каждый.
Основные категории и термины
Концентрация производства. Концентрация капитала. Закон концентрации производства. Централизация производства. Централизация капитала. Монополия. Картель. Синдикат. Трест. Концерн. Конгломерат. Диверсификация производства. Типы монополий. Олигополия. Монопсония. Банковские картели. Банковские синдикаты. Банковские тресты. Банковские концерны.
Конкуренция. Закон конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Свободная конкуренция. Чистая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция. Рыночная стоимость. Цена производства. Несовершенная конкуренция. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Нечестная конкуренция. Монопольно высокие цены. Монопольно высокая прибыль. Монопольно низкие цены. Антимонопольная деятельность государства. Антимонопольное законодательство.
Раздаточный матриал:
1. план описания фирмы (для каждого ученика);
2. комплект карточек для проведения тренинга;
3. тексты задач и тестов (для каждого ученика);
1 Проверка пройденного материала
Непосредственно связана с егодняшней темой изучавшаяся ранее тема ценообразования. Повторим пройденный материал (даны вопросы к аудитории и примерные направления ответов).
Как функционирует система ценообразования в централизованно планируемой экономике: цены практически на все виды продукции и услуг формировались на государственном уровне.
Чем характерзуется период рыночных преобразований в российской экономике в области государственного регулирования: характеризуется весьма незначительным воздействием государства на уровень и динамику цен. Преобладают косвенные методы ценового регулирования посредством денежной, кредитной, налоговой, таможенной политики, созданием соответствующих условий для формирования конкурентной среды. При этом проводится различная политика государства по отношению к крупному и малому бизнесу.
Охарактеризуйте этапы регулирования ценообразования в переходной экономике России: Первый этап этого периода (1992-1994 гг.) начался с либерализации цен, осуществленной правительством Е. Гайдара. Суть либерализации цен заключалась в отказе от назначения цен государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий субъектов в области ценообразования.
Если до 1992 г. основным субъектом ценообразования было государство, то после 1992 г. им стала фирма. Принципиальное отличие фирменного от государственного ценообразования заключается в том, что цены на товары устанавливаются их собственниками, государство же назначает цены на узкий круг товаров, а для ценообразования других товаров определяет лишь общие условия, принципы и подходы.