Введение 3
Глава 1 Теоретические основы местного налогообложения 6
1.1. Экономическая сущность и значение налогов и сборов, виды и роль местных налогов и сборов в обеспечении экономического развития территорий 6
1.2. История становления и развития местного налогообложения в России, политическая и экономическая необходимость местных налогов 15
1.3. Местные налоги и сборы как источник формирования местных бюджетов и финансового обеспечения системы местного самоуправления 27
Глава 2 Практика местного налогообложения (на примере юридических и физических лиц) 44
2.1. Земельный налог, порядок его расчёта и уплаты 44
2.2. Налог на имущество физических лиц, его исчисление и взимание 61
Глава 3 Совершенствование местного налогообложения 72
3.1. Опыт местного налогообложения некоторых зарубежных стран 72
3.2. Проблемы местного налогообложения в России на современном этапе развития 79
3.3. Основные направления совершенствования в области местного налогообложения 87
Заключение 93
Список использованной литературы 99
ПриложениЯ 106
Введение
Конституция Российской Федерации предоставила органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определенные права и полномочия на подведомственной им территории и возложила на них соответствующие обязанности и ответственность. Муниципалитеты обязаны в полном объеме решать вопросы местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.
Достаточное финансовое обеспечение – важнейшее практическое воплощение конституционных гарантий самостоятельности и независимости органов местного самоуправления. Все население России проживает на территории тех или иных муниципальных образований. В связи с этим местное самоуправление является значимым звеном по реализации социальных программ в отношении населения России.
Для реализации данных социальных программ местное самоуправление должно обладать достаточными и стабильными источниками финансирования. Практика показывает, что доходы значительной части органов местного самоуправления не покрывают минимально необходимых расходов. Последствия таких диспропорций очевидны: от открытого гражданского протеста до маскировки налогов и сборов под иные, на первый взгляд законные, формы получения доходов.
Местные налоги и сборы наиболее приемлемы для органов управления потому, что их администрирование, в отличие от других источников доходов, находится в исключительной компетенции соответствующего органа. Этот орган уполномочен решать, в какие сроки и в каких размерах получать эти доходы и получать ли их вообще. Обеспечение реальной независимости нецентральных органов управления предполагает поступления от налогов и сборов, самостоятельно регулируемых этими органами, между тем как в настоящее время доходная база местных финансов не формирует даже минимальный бюджет.
Таким образом, можно сделать неутешительный вывод: на региональном и местном уровнях существует проблема недостаточности собственных доходов. Следовательно, тема дипломной работы является своевременной и актуальной.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является теоретическое и практическое исследование проблемы местного налогообложения и обоснование предложений и рекомендаций по ее развитию.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
* изучить сущность, значение и виды местных налогов, раскрыть их теоретическое значение в экономическом развитии территорий;
* исследовать исторические аспекты становления и развития местного налогообложения в России;
* обосновать политическую и экономическую необходимость местного налогообложения в современном развитии территорий России;
* раскрыть содержание местные налогов и сборов, действующих в Тамбовской области, их особенности и дать экономическую оценку их эффективности;
* рассмотреть практический порядок расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц в Тамбовской области;
* проанализировать опыт местного налогообложения некоторых зарубежных стран;
* выявить проблемы местного налогообложения в России на современном этапе развития;
* обосновать основные направления совершенствования в области местного налогообложения.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Тамбовской области.
В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.
Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность местных налогов и сборов, их проявление в России и в Тамбовской области.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования местного налогообложения, в том числе в конкретном регионе России – Тамбовской области, могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.
Исследования и выводы, сделанные в дипломной работе, могут быть использованы в процессе преподавания курса: «Налоги и налогообложение», а ряд положений и рекомендаций – в работе местных органов власти.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 55 источников информации. Ее содержание изложено на 109 страницах, включая 4 таблицы, 1 рисунок, 4 приложения.