Содержание



Введение        2

Истоки менталитета русского народа        4

Этика и менталитет        11

Заключение        20

Список использованной литературы        26

Введение


Никогда на протяжении всей своей истории Россия не переживала моральный кризис такого масштаба, как сейчас. Духовно-нравственный кризис, переживаемый нами сегодня, может иметь позитивное значение, если мы сумеем не только честно обозначить его глубину и осмыслить его корни, но и осуществим практические шаги по его преодолению.

На протяжении ХХ века Россия пережила несколько этапов "переоценки ценностей", причем современный этап может оказаться решающим - в том смысле, что он является закономерным итогом всех предшествующих этапов и поэтому самым глубоким. Мы шли к современному моральному кризису постепенно, шаг за шагом теряя ценности и идеалы, которые придавали смысл жизни разным поколениям людей. Переживаемый нами нравственный кризис - кризис самых глубоких оснований человеческой духовности, кризис внутреннего мира субъекта, связанный с деформациями всей мотивационной сферы, то есть деформацией нравственных чувств, эмоций, ценностей, идеалов, культурных стереотипов и норм, а также деформацию самой глубокой сферы подсознания, осуществляемой средствами массовой информации.

Прежде всего, необходимо возрождать духовную общину, которая образуется связующими людей нравственными чувствами и отношениями взаимной симпатии и доверия, основанными на чувстве собственного достоинства и уважения к себе и к другим.

Ценности и идеалы составляют самый важный фундамент морали, поскольку они всегда имеют императивный характер - выбирая ценности, мы выбираем цели жизни. В разных типах культуры доминируют свои ценностные установки. Для протестантизма характерна установка на самореализацию личности в сфере бизнеса, в исламских культурах доминирует идея помощи обездоленным и слабым; в русской культуре, также как в исламе, доминировали сострадание, доброта и забота о людях, аскетическое презрение к материальным благам, уважение и почитание подвига высокой духовности, доходящей до "святости".

Романтические и максималисткие черты русского характера взывают к абсолютному идеалу. Самые фантастические идеалы находят пристанище в русской душе. Социалистические идеалы в части справедливости, равенства, братства и всеобщего счастья оказались очень близки народному сознанию, буквально совпав с христианским хилиазмом и с еще более ранними языческими идеалами. Наш идеал близок к утопии. На разных этапах исторического развития во всех проявлениях народного сознания находит свое отражение противоречивая черта национального духовного склада - готовность к утопизму и одновременная уверенность в возможности воплощения утопии в жизнь. При этом утопии рассматриваются не в классическом смысле как нечто придуманное, чему нет места в реальной жизни, а как трудно достижимый в силу объективных обстоятельств идеал человеческих отношений. Мотивация классических и народных утопий одинакова, только первые идут "от ума", а вторые -"от души".

Сегодня наши собственные национальные идеалы подвергаются сильнейшему давлению чужих идеалов и ценностей, имеющих во многом иное происхождение и содержание. При этом встает вопрос о необходимости и возможности возрождения (воспроизводства) элементов национального идеала в условиях современного общества.

Таким образом, тема реферата является актуальной, так как поняв истоки и современное состояние менталитета народа можно целенаправленно воздействовать на формирование новых этических установок, способствующих скорейшему выходу как из духовного, так и из экономического кризиса.

Истоки менталитета русского народа


Менталитет народа — составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определенной территории. И учащимся, в конечном счете, интереснее всего то, что касается человека.

Изучение менталитета русского народа на уроках географии поможет учащимся найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сфере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.

Человек является частью географической среды и зависит от нее. Факты говорят о том, что Российское (Советское) государство и российский этнос были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жесточайшему нажиму извне. Российский этнос зародился в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность — занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии.

Громадные пространства, суровый климат и необходимость противостоять объединенным силам одновременно многих народов с запада и с востока породили преобладающий тип подсознательных и сознательных психологических установок («медленно запрягать, но быстро ездить» — по Бисмарку, или интровертно-эмоциональный тип психологии — по Юнгу), концентрацию власти в тоталитарном государстве (абсолютная монархия или восточная деспотия сталинского типа).

На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны, медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Северноевразийский характер нашей страны сформировал тип национальной психологии, который не только не соответствует преобладающим мировым тенденциям, но прямо противоположен им. Отсюда вместо развития товарного хозяйства — психология ухода в натуральное хозяйство (спасительная в годы иностранной интервенции, но непродуктивная для строительства интенсивной экономики), вместо самостоятельности — привычка к патернализму, вместо высоких материальных запросов —неприхотливость к условиям жизни.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими людьми не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой выбрать очертя голову самое что ни на есть