СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) 3
2 Финансовая база деятельности муниципалитетов 5
3 Виды межбюджетных поступлений 10
4 Межбюджетные отношения в Тамбовской области 12
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Говоря о ресурсах муниципального образования необходимо отметить исключительную важность такого инструмента осуществления задач, стоящих перед муниципальным образованием, как муниципальные финансы. В это понятие, как правило, вкладывают совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением.
С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
* государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
* собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);
* заемных средств или муниципального кредита.
Соотношение этих трех основных источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования. Другими словами, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от самой финансовой деятельности органов местного самоуправления - от степени профессионализма органов, занимающихся организацией финансовой работы. Таким образом, тема работы является весьма актуально при недостаточности собственных средств большинства муниципальных образований.
1 Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Таким образом, формирование каждого местного бюджета обусловлено важнейшей задачей — финансовым обеспечением реализации полномочий местного самоуправления на территории муниципального образования. Эти полномочия в соответствии с законодательством тесно увязываются с решением вопросов местного значения, а также с реализацией переданных органами государственной власти отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.
Конкретный перечень вопросов местного значения установлен в ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включая 30 позиций, этот перечень не является закрытым. Муниципальным образованиям предоставляется право принимать к рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Реализация таких дополнительных вопросов определяется финансовыми возможностями муниципальных образований.
Вместе с тем закрепленный перечень является настолько широким, что вызывает сомнение сама возможность реализации в принципе всех этих полномочий. Проблема усугубляется и слабой ресурсной базой местного самоуправления. Все это изначально не может не определять сильную зависимость органов местного самоуправления, отвечающих за решение вопросов местного значения на территории своего муниципального образования, от помощи и благорасположения органов государственной власти прежде всего субъектов Федерации.
В соответствии с действующим законодательством (ст.171 Бюджетного кодекса РФ) подготовка проекта местного бюджета, а затем исполнение утвержденного бюджета осуществляются местной администраций. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении отнесено к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления (ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации").
Составлению проектов местных бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований, отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основе которых финансовые органы муниципальных образований непосредственно составляют проекты бюджетов. При этом Бюджетный кодекс РФ ориентирует муниципальные образования на необходимость достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат по оказанию муниципальных услуг.
В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета органы местного самоуправления имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов субъектов Федерации, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Для составления проекта бюджета используются сведения о действующем налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы; предполагаемых объемах финансовой помощи муниципальному образованию из бюджетов иных уровней; видах и объемах расходов, передаваемых с одного бюджетного уровня на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Основой составления бюджета являются Бюджетное послание Президента Российской Федерации; прогноз социально-экономического развития и прогноз сводного финансового баланса территории муниципального образования на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на очередной финансовый год, а также план развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом бюджета подготавливаются и другие, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ документы и материалы (ст.181).
К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
Ответственный за подготовку проекта бюджета орган местного самоуправления вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в срок, определенный муниципальными правовыми актами.
2 Финансовая база деятельности муниципалитетов
Доходная база муниципалитетов включает их собственные налоги, налоги совместного ведения и межправительственные трансферты. Немногим менее двух третей всех поступлений собирается за счет налогов, пошлин и сборов, приблизительно одна треть — за счет трансфертов, оставшуюся часть — 2—4% составляют неналоговые сборы. На долю доходов, которые определяются на основе принятия решений на местах, приходится в среднем около 10%, а, кроме того, для некоторых видов этих доходов принимаются решения, касающиеся максимального уровня ставок по налогам, установленных федеральным правительством.
Между органами местного самоуправления (МСУ) в Российской Федерации