СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Понятие и определение личности        4

2        Способности, характер,  задатки и индивидуальные различия личности        6

3        Способности и роли личности в реализации личностного потенциала                        9

4        Трудовой потенциал личности        17

Заключение        25

Список использованной литературы        26


Введение


Любые школы современной психологии особое внима­ние уделяют человеку, приоритету личности при изучении любых социальных процессов. Роль человеческого фактора особенно важ­на в современной России, поскольку для советского строя были характерны обезличенность общества, недооценка индивидуальной самобытности человека и инерция псевдосоциалистического мыш­ления, что сказывается и в настоящее время.

Опасный и разруши­тельный для общественного сознания принцип "незаменимых лю­дей нет!" порождал социальную апатию и чувство собственного бессилия. "Инициатива наказуема", "не высовывайся!" — вот при­вычная и удобная для жизни позиция каждого винтика советской государственной машины. Все новое, оригинальное становилось подозрительным и немедленно клеймилось как карьеризм, стяжа­тельство, личная нескромность или даже ревизионизм. Спокойнее, результативнее и, главное, безопаснее было уклониться от само­стоятельного управленческого решения, так как любая инициати­ва всегда связана с индивидуальным риском и ответственностью, и значительно проще оперативно выполнять решения "сверху", при­крывая свое нравственное бессилие рассуждениями о коллеги­альности управления: "Мы тут с товарищами посоветовались и есть мнение..."

Одним из основных и неотложных путей повышения эффек­тивности общественного производства России является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Но одновременно нужно ясно понимать, что восстановить чело­веческое достоинство, высокую нравственность личности, попран­ные в годы господства административно-командной системы, — одна из сложнейших социальных проблем нашего общества.

Карьера руководителя, специалиста особенно в условиях свободного предпринимательства, возможна не для всех: она требует определен­ных свойств личности и профессионального умения взаимодейство­вать с коллективом, знать его особенности, нормы и методы воз­действия на него. Ведь эффективность производственной системы зависит не только от таланта руководителя, но и от успешной реализации кооперативной формы организации труда. Управление коллективом — процесс творческий, так как его результатом яв­ляется создание качественно новых материальных и духовных цен­ностей, создание новых реальностей, удовлетворяющих многооб­разные общественные потребности.

Однако до сих пор нет ясного понимания психоинтеллекту­ального механизма творчества, слишком сложны эмоциональные, психологические и физиологические основы процедуры разработ­ки и реализации плана поведения личности. Каждый человек убеж­ден, что его способ мышления оптимален, поскольку он результа­тивен, но эффективность творчества всегда снижается из-за незнания логики и алгоритма поиска, обилия ложных путей, ограни­чений и предубеждений, боязни новизны или чрезмерной авантюрной смелости. Однако резервы способностей человека столь удивительно обширны, что попытки приблизиться к решению про­блем управления и развития творческой деятельности кажутся осо­бенно многообещающими.

Таким образом, тема работы о личностном потенциале является актуальной.

1 Понятие и определение личности


В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности   являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отражённое «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная  совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй её чувств и поведения.

В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности  и общению.

Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрений и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и  подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (С.Холл, З.Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический