СОДЕРЖАНИЕ




1        Лидерство: стиль, ситуации и эффективность        2

2        Процесс коммуникации и эффективность управления        14

Список литературы        19

1 Лидерство: стиль, ситуации и эффективность


Принимая на себя функции управляющего,  менеджер приобретает возможность принимать и реализовывать свои решения,  то есть руководить организацией. Понимая руководство как совокупность мер, с помощью которых менеджер побуждает подчиненных к действиям, направленным на достижение целей организации ( предприятия, фирмы). Власть и лидерство представляются неотъемлемыми элементами эффективного производства.

Вся практика и опыт производства доказывают, что руководитель, менеджер должен быть человеком влиятельным. Потеря влияния для подчиненных - это потеря авторитета менеджера. Без этого он не в состоянии реализовать предоставленную ему власть, использовать ее для целей организации. Своим влиянием менеджер направляет поведение человека на реализацию поставленной задачи, на достижение заданной цели. Формы оказания влияния разнообразны.

Возможность влиять на поведение других людей остается лишь возможностью, если она не превращается в действительность и не становится реальной властью. Только реальная власть может обеспечить эффективную работу предприятия (фирмы). Однако процесс реализации власти складывается   под воздействием большого многообразия факторов,  главными из которых являются люди .. В практической работе руководитель, формально оставаясь независимым, на деле оказывается в зависимости от множества обстоятельств и огромного числа людей. На него воздействуют подчиненные и коллеги внутри предприятия, руководители и работники других фирм, знакомые и знакомые знакомых и т. д. Конечно, менеджер нуждается в услугах этих людей, а они - в его услугах. Иногда без содействия этих людей руководитель не может выполнить стоящие перед ним задачи.

Прямая и опосредованная зависимость менеджера от обстоятельств и людей, с одной стороны, и динамичная внешняя среда - с другой, порождает сложности в процессе управления. Однако трудности управления не снимают с руководителя ответственности за эффективное взаимодействие с людьми и учет всех обстоятельств. Именно в этом его главная роль, низкий уровень выполнения которой отражается на конкурентоспособности фирмы.

Метод управления представляет собой систему способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем.

Методы управления — это способы и приемы воздействия руководителя на коллектив для более эффективного использования имеющихся возможностей в целях решения поставленных перед ним задач. На коллектив можно воздействовать двумя основными способами: принуждением и побуждением (мотивацией). В первом варианте коллектив заставляют выполнять то, что от него требуется, во втором — он практически сам выполняет требуемое, поскольку в этом заинтересован.

В зависимости от преобладания тех или иных способов можно определить и методы руководства (с известной степенью допуска) (рис. 1).


Рис. 1. Методы руководства

Регламентирующие методы образуют группу организационно-административных методов (их называют также организационно-распорядительными, директивными, правовыми, властными и т.д.). Сущность организационно-административных методов заключается в том, что они предполагают прямое, целенаправленное воздействие на управляемый объект посредством директивных актов руководства (приказов, инструкций, распоряжений). При этом должно быть обеспечено беспрекословное выполнение приказов, распоряжений и указаний руководителей в рамках закона. В основном эти дисциплинарные методы воздействуют на поведение работников через положительные и отрицательные стимулы, т. е. через поощрение и наказание. Положительные стимулы: похвала, одобрение, поощрение. Отрицательные стимулы: критика, взыскание, порицание.

Сегодня наиболее эффективными являются поощряющие, положительные стимулы, так как только они способствуют росту производительности труда.

Стиль — совокупность приемов и методов работы руководителя в его повседневной деятельности; виды поведения по отношению к подчиненным для оказания на них влияния и побуждения к достижению целей организации. Стиль руководства связан с личными качествами, характерными чертами руководителя и является его профессиональной характеристикой.

На практике можно наблюдать различные стили управления, вплоть до полного попустительства.

Каждый лидер — уникальная личность, использующая в своей деятельности особые стили и методы управления, поэтому их не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории, скорее, стиль данного руководителя может быть в большей степени соотнесен с какой-либо общей моделью. Стили руководства можно классифицировать (рис. 2).



Рис. 2. Стили руководства


Автократичный лидер в управлении авторитарен, он обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и навязывает ее. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал такой стиль «теорией X», согласно которой: люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; у них нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заставить их трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.