Содержание







7. Космос и хаос. Объясните значение этих понятий в контексте древнегреческой культуры        2

13. Постимпрессионизм как начало искусства XX века        8

Библиографический список        12


7. Космос и хаос. Объясните значение этих понятий в контексте древнегреческой культуры

Одной из главных особенностей античной философии является ее космоцентризм. Греческое слово "космос" происходит от персидского, первоначально обозначавшего "шатер". Постепенно его стали употреблять в как поэтический образ шатра - звездного неба, а затем для обозначения мира целом, всего, что находится на небе и под ним. Античные философы решали многие философские проблемы, но прежде всего они задавались вопросом о природе космоса (мира). Что есть мир? - было для них главным вопросом. Исходя из его решения, они ставили и решали другие. Так, вторая группа вопросов касалась возможности и способов познания мира. И третья - о том, как жить в согласии с миром? С самого начала античные философы пытались согласовать свое знание и способы жизни с миром. В соответствии с этим формировались и философские дисциплины, разделы философского знания. Так возникла философская онтология - учение о бытии, и философская психология - учение о душе, так как душа, по представлениям древних греков, тоже часть мира. Отвечая на вопросы о том, как познать мир, греческие мыслители развивали теорию познания - гносеологию, у них сложилась логика - учение о мышлении и методология - учение о способах познания мира. На вопрос о том, как жить в согласии с миром, отвечала этика - учение о нравственности (практическая философия) и социальная философия - представление об устройстве общества.

Космоцентризм не был случайностью. Для греческого мировоззрения в целом были характерны оптимизм и вера в собственные силы человека. Греки верили в бессмертие души, но смотрели на него скорее как на наказание. Настоящей подлинной жизнью для них была только здешняя, посюсторонняя жизнь. Мир мертвых - это мир бесплотных и вечно страдающих теней. Неслучайно, Гомер вкладывает в уста тени главного героя Троянской войны - Ахилла - горькие слова о том, что он готов был бы стать последним рабом у бедного пахаря, чем царем в царстве мертвых. Любовь к земной жизни Гомер, а вместе с ним и греческий народ, ставит выше всех ее несчастий и страданий и отвергает мистический престол. Другой древнегреческий поэт-драматург Софокл воспевает земные силы человека, ставя их выше любых природных стихий.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии, впервые поставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал - вода, воздух, огонь, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Космос (греч. Kosmos — строй, порядок, украшение, Вселенная) — огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях, живое одушевленное тело. Предельное обобщение всего видимого и мыслимого, объединяющего в единое целое природу, богов, человека. Космическая гармония выступает как закон (nomos), разумное установление, обязательно-необходимое для всех сфер мира. Всестороннее обоснование космического универсума во всех его проявлениях и формах — неотъемлемая, характерная черта древнегреческой философии.

В нашем понимании, космос - это безвоздушное пространство. В представлении древних греков, космос - это нечто иное. Космос противостоит хаосу. Порядок соотносится с беспорядком. Во всех цивилизациях культуру понимают как что-то, упорядочивающее жизнь человека и общества, как то, что существует в виде нормы, набора правил, законов. Греки считали, что в начале (архэ) существует хаос, беспорядок, а космос, порядок, - более позднее образование. Подобно тому, как в природе господствует порядок, организация, - ведь солнце, звезды движутся в определенном порядке, а хаос, беспорядок, занимает отдаленные уголки Вселенной, так и в цивилизации, то есть в городе-полисе, господствует космос, порядок, а хаос сохраняется за пределами города, в деревне, у варваров, у "чужих". Поэтому жизнь в цивилизации требует организации, порядка. И этот порядок, умение его поддерживать и составляет культуру.

В Древней Греции философы занимались исследованием мироздания и его законов, а также человека и закономерностей его мышления, надеясь на основе этого достичь знания о первопричинах всех вещей. Философы не только предавались рассуждениям и логизированию, они изучали также астрономию и физику, математику и геометрию, музыку и поэзию. Разносторонние познания сочетались с аскетической жизнью и молитвой, без которых невозможно достичь очищения ума, души и тела - катарсиса.

Изучая видимый мир, философы приходили к выводу, что во Вселенной нет ничего случайного, но каждая деталь имеет свое место и выполняет свою функцию, подчиняясь строгим законам: планеты никогда не отклоняются от своих орбит и спутники не покидают свои планеты. Космос представлялся огромным механизмом, в котором действует один никогда не нарушающийся ритм, один никогда не сбивающийся пульс.

Гераклит, один из основателей древней диалектики — учения о развитии и всеобщей связи, полагал, что в основе Космоса лежит огонь. Мир не создан никем из богов и людей. Мир подобен огню: то разгорается, то затухает. Движение, развитие существует благодаря противоположностям, которые противостоят друг другу и взаимно переходят друг в друга: "холодное становится теплым, теплое — холодным; влажное — сухим, сухое — влажным".

Гераклит утверждал: «Этот Космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Но и в этом случае должен царить хаос. Но мы его не наблюдаем, наоборот - и в природе, и в обществе существует какой-то порядок. Поэтому Гераклит утверждал, что миром правит «логос». Логос - это закон, необходимость. «Даже Солнце не может переступить логос». Свой логос Гераклит переносит и на общественную жизнь: «Люди должны защищать закон, как стены родного города». Лучшего понятия, даже сегодня трудно представить: логос - это и закон, и логика, и слово для их обозначения.

В учении Демокрита впервые употребляется понятие "микрокосм" (малый мир), который отождествляется с человеком. Микрокосм существует параллельно с макрокосмом (Космосом), органически связан с ним. Соотношение человека и Вселенной – одна из древнейших философских концепций, получившая у греков наиболее полное и последовательное изложение. Имеет огромное значение для дальнейшего развития европейской философии вплоть до наших дней, когда наблюдается своеобразный ренессанс этих идей. Это соотношение и его разработка весьма характерны для русской религиозной философии.

С точки зрения Демокрита, космос – воплощение атомов и пустоты. Порядок и закономерность царят в природе. Душа тоже состоит из атомов, которые распространены по всему телу. Но органом мышления является мозг.

Отношение между большим и малым миром носит двойственный характер, амбивалентно: при аргументации от первого ко второму (в человеке нет ничего кроме космических элементов) оно ведет к натуралистической антропологии и растворению человека в космосе (вариант Демокрита); при аргументации в обратном порядке нередко постулируется космическая "душа", "ум" (Гераклит, Анаксагор, Платон, стоицизм), зачастую отождествляемое с имманентным панкосмическим богом. Познание мира или божества выступает как самопознание.