СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

Глава 1.        Специфика развития современного российского телевидения        6

1.1.        Основные жанры современного телевидения        6

1.2.        Основные проблемы современного российского телевидения        23

Глава 2.        Тенденции развития культурно-просветительских программ на российском телевидении        35

2.1.        Обзор тенденций развития российского телевидения        35

2.2.        История Общероссийского государственного канала «Культура»                        47

Глава 3.        Культурно-просветительский потенциал телевидения        51

3.1.        Возможности культурно-просветительских программ на телевидении        51

3.2.        Авторское телевидение как способ персонификации телевизионного жанра        62

3.3.        Совершенствование культурно-просветительских функций телевещания        76

Заключение        83

Список литературы        86



Введение

Актуальность темы работы. Периодические издания, особенно такие массовые как телевидение и радио призваны в полной и доступной мере раскрывать тему культуры. К сожалению, сегодня этой теме отведено ограниченное время в средствах массовой информации. На телевидении передач такого характера мало: «Мой серебряный шар», «Новости культуры», «Век Русского музея», «За семью печатями», «Уроки русского», «Наедине с природой», «Искусство архитектуры». И практически все они транслируются только по каналу «Культура». В большинстве же своем остальные программы и передачи направлены на игровую, сатирическую и развлекательную тематику.

Обычно передачи, направленные на раскрытие темы культуры, либо быстро теряют популярность, либо и вовсе перестают существовать.

А между тем меняются времена, и средства массовой информации должны изучить культуру, которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Именно эту функцию культуры, как формы трансляции социального опыта, СМИ должны реализовывать для общества.

Для другой функции культуры, как способа социализации личности, СМИ также играют немаловажную роль. Ведь именно они, раскрывая тему культуры, позволяют человеку развивать внутренний мир, творчески реагировать на социальные требования, осознавать их моральный, политический, эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор.

Для того чтобы эти функции культуры реализовывались человеком и социальной системой в целом, а также для развития роли культуры в обществе, необходимо периодическим изданиям уделять больше внимания этой теме. Опыт телеканала «Культура» показывает положительное влияние на аудиторию передач культурно-просветительской направленности. Несмотря на небольшое количество остросоциальных сюжетов и горячих новостей (они обычно являются наиболее притягательными для зрителей и резко увеличивают рейтинг телеканала), телеканал «Культура» занял прочное место на российском телевизионном небосклоне. Однако, продолжает звучать и критика наполнения эфирной сетки телеканала передачами преимущественно одной направленности. Многие обозреватели обращают внимание на то, что отсутствие высокого рейтинга и привлекательных для массовой аудитории  телепередач затрудняют продвижение культурно-просветительских программ в массы. Существование телеканала только с культурной тематикой вряд ли даст хороший результат для массового зрителя, т.к. не каждый человек смотрит сейчас эти передачи и увлекается ими. Но если вопросы культуры освещать на каждом телеканале, то постепенно в будущем и человек, и общество в целом станет более культурно и нравственно развитым.

Степень изученности проблемы. На данный момент не существует прямых разработок на исследуемую тему, поэтому в качестве теоретической базы были взяты работы на близкие труды по культурологии, социологии, психологии, философии, журналистике. Это работы таких авторов как Т. Адорно, М. Маклюэн, Х. Ортега-и-Гассет, М. С. Каган, С. Н. Иконникова, Ф. Райс, С. Г. Корконосенко, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина.

В аспекте трансформационных процессов, происходящих в нашем обществе, систему коммуникациями как инструмент формирования массового сознания, то есть с точки зрения прикладной деятельности рассматривают Е. А. Блажнов, Е. Н. Пашенцев, А. Н. Чумиков, И. А. Викентьев, Г. Г. Тульчинский, Г. В. Афанасьева, В. А. Наумов, Е. Г. Морозова.

Многие авторы: Э. Тоффлер, Д. Белл, Ф. Фукуяма, У. Хармен, Р. Арон, Э. Шилз, А. И. Ракитов и др., рассматривают формирование культуры нового информационного общества, в котором телевидению принадлежит основополагающая роль.

Особенностям культурной среды, в которую вписываются телевизионные программы, посвящены работы Е. М. Жиглова, В. К. Душутина, К. С. Гаджиева, В. Е. Лепского, Т. Ю. Катуржевской.

В последние годы ученые, например, В. В. Никитаев, В. А. Виноградов, Е. М. Жиглов, В. П. Пугачев, Л. Д. Рейман, А. И. Ракитов рассматривают средства массовой коммуникации как ценностный социально-культурный феномен, а их роль как культурнообразующую.

В связи с тем, что проблемы восприятия телевизионных программ зрителем тесным образом соприкасаются с проблемами коммуникации в целом, важную роль в исследовании места в системе культуры культурно-просветительских программ играют научные работы в области коммуникации Ю. Хабермаса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, М. Вебера, Т. Лукмана, Н. Лумана, П. Бергера, У. Шрамма, Дж. Бертона, Н. Винера, Е. П. Савруцкой, Л. М. Земляновой, А. И. Ракитова, В. В. Трошихина, Г. Г. Почепцова.

Цель и задачи работы. Целью работы является изучение теоретических, методических и практических рекомендаций по оптимизации культурно-просветительских программ на телевидении.

В соответствии с поставленной целью определена необходимость решения следующих задач:

* Изучить специфику развития современного российского телевидения.

* Исследовать тенденции развития культурно-просветительских программ на российском телевидении.

* Исследовать культурно-просветительский потенциал телевидения и возможности авторских программ.

Предметом исследования является деятельность культурно-просветительских программ в процессе регулирования межкультурного взаимодействия путем влияния на общественное сознание..

Объектом исследования являются культурно-просветительские программы телеканала «Культура».

Теоретической и методологической основой исследования послужили социологические и политические концепции как отечественных, так и зарубежных ученых. В основу работы положены результаты исследований в области  культуры и телевидения; законодательные и нормативные акты  по предмету исследования; периодические издания; методические разработки; рекомендации научно-практических конференций.

Информационной базой послужили практические данные социологических исследований, в том числе: данные  исследований популярности телевизионных каналов.

Результаты исследования и предложенные методики имеют потенциал применения в практической деятельности в ходе определения государственной политики поддержки отечественных средств массовой коммуникации культурно-просветительского направления. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.