содержание



Введение        2

1        Исторический экскурс развития российской культуры        4

2        Особенности культурного развития России в ХХ веке        9

3        Противоречивость развития российской культуры на современном этапе        11

Заключение        18

Список использованной литературы        19


Введение


Многие современники охотно говорят о кризисе российской культуры. Действительно российская культура и российская духовность переживают кризис, связанный с коренной ломкой ценностных доминант, которые складывались в великой российской истории веками. Причины этого кризиса известны. Утверждение либеральных ценностей в России запустило механизм разрушения национальных ценностей и культуры. Как правильно отметил известный российский писатель и публицист А.И. Солженицын, центральный принцип демократии - плюрализм в контексте российской специфики становится способом деградации российской культуры, сползанием к равнодушию, к потере всякой глубины, к бессмыслице и лжи, к разброду мысли и энтропии нравственности. Ценности рыночной экономики и индивидуального предпринимательства, будучи не свойственными мироощущению нашего народа, не воспринимаются национальной психологией. Идеи потребительства и материального обогащения, навязываемые нам апологетами американской массовой культуры, ведут к разрушению культуры российской.

Невоспитанная, неодухотворенная воля - это источник всех злобных и преступных поступков на Земле. Поэтому необходимо воспитывать человека и, прежде всего, пробуждать в нем духовное сопереживание, открыть доступ к любви, к совести, к чувству долга и чести, к правосознанию, к почитанию государственности, искусства и художественной красоты. Только этот путь может указать человеку, что есть главное, подлинное и ценное в его жизни. Как раз эти принципы всегда были определяющими в российской культуре.

Резко падает статус демократии как эффективного государственного правового режима. После проведенных политических преобразований народ зачастую связывает его с развалом и смутой. В поиске форм эффективного государственного устройства брожение мысли вызывает идея авторитарного правления во главе с "отцом народов" и даже идея возрождения монархии.

Обнищавшее государство фактически отказалось поддерживать художников. Ушли в прошлое творческие командировки, оплачиваемые пребывания и плодотворная работа на творческих дачах, закупки творений художников, борения и споры о духовности и бездуховности. Сегодня коммерция, кураторы-галерейщики определяют за художника его образ жизни, его труд. Свобода от идеологии обернулась не менее тяжким ярмом стоимости и рейтинга, буйством безвкусицы и полным разбродом. Художников заставили убедиться, что высокохудожественными произведениями много не заработаешь. Под сомнение поставлены серьезные профессиональные навыки, опора на школу, на традиции, на лучшие достижения мировой и отечественной культуры (пусть это даже Суриков и Репин, Крамской и Коровин, Врубель и Серов). Идет катастрофическое разрушение уникальной российской школы профессионального изобразительного искусства, в которой профессиональное воспитание всегда связано с патриотическим, высоконравственным.

Безусловно, в контексте такой ситуации тема работы является актуальной.


1  Исторический экскурс развития российской культуры


Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии-древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.

Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром в 988 г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Ведь в эту эпоху Византия была еще в расцвете, там не умерла античная традиция — в ее школах изучали Гомера и других классиков древности, в философских диспутах продолжали жить Платон и Аристотель. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества, что вполне соответствовало замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал — началось бурное, стремительное развитие страны. Древняя Русь постепенно становится государством новой высокой культуры. И наконец, характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие — сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. В XI—XII вв. стольный град Руси поддерживал весьма широкие отношения и с восточными соседями, и со странами Центральной и Западной Европы. В то время Древнерусское государство занимало важное место в политической жизни всего континента, о чем, в частности, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей.

Ведущим направлением общественно-политической мысли XIV— XV вв., отразившейся в летописях и других литературных произведениях, была выраженная в религиозной форме идея общерусского единства и сильной княжеской власти в союзе с церковью. Это была феодальная идеология по своему классово-политическому содержанию, выражавшая прогрессивное в то время движение к созданию единой феодальной монархии. С наибольшей силой эта идеология развивалась в произведениях московской общественно-политической мысли. После образования единого Российского государства в центре общественно-политической мысли стояли прежде всего вопросы самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, его международного положения. В начале XVI в. оформилась тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров идея о «Москве — третьем Риме». И наконец, в XVII в. возник «Новый летописец», главная идея которого — обоснование законности избрания на русский престол династии Романовых.

Религиозное мировоззрение было господствующим в средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не