Содержание





Введение        2

1        Проблемы преподавания правовых дисциплин в школе и требования к личности преподавателя права        4

1.1        Актуальные проблемы преподавания правовых дисциплин в России        4

1.2        Особенности формирования правовых знаний в школе        9

2        Проблемы становления личности преподавателя права        12

2.1        Стиль поведения и культура личности преподавателя права        12

2.2        Факторы становления личности педагога и ее развитие        19

2.3        Особенности методического обеспечения        26

Заключение        30

Список литературы        33



Введение

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что развитие современного российского общества связано с коренными изменениями в сфере экономики, политики, идеологии. Основные направления перестройки общественной жизни страны наметила Конституция РФ 1993 года. В ней особо подчеркнута необходимость создания правового государства. Последнее предполагает высокий уровень информированности граждан о действующем законодательстве и практике его применения. Формирование правового государства, административная реформа и внедрение рыночных методов хозяйствования требуют принятия эффективных мер по перестройке правового воспитания населения, организации юридического образования как единой общегосударственной  программы.

Решение указанных задач требует перестройки и в работе по правовому образованию и воспитанию. Сеть образовательных учреждений, занимающихся правовым обучением, должна быть единой системой, основанной на общих методологических и методических принципах, имеющих высокопрофессиональные кадры, способные оптимально сочетать качества педагогов и юристов.

Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны. В условиях тотального преобладания над правом политических клише россияне вспоминали о законе только, когда оказывались в конфликтных ситуациях или в сфере действия “силовых структур”, для них была характерна недооценка роли закона как первоосновы отношений в экономике и предпринимательстве. В отличие от населения в целом, молодое поколение, сформировавшееся в годы экономических реформ, приходит к осознанию того, что закон играет большую роль в жизни общества, рассматривает его как средство защиты своих прав и интересов. Изменилось и отношение к правовому образованию, в последние годы наблюдается очевидный “правообразовательный бум”: в государственные юридические вузы трудно поступить, получили развитие профильные средние специальные учебные заведения, а также частные юридические институты.

Каких-либо точных данных, характеризующих распространенность правового образования в российских регионах, не существует. Однако, по косвенным данным, право в той или иной форме, в том или ином объеме преподают более чем в 50% российских полнокомплектных общеобразовательных школ.

Как показывают социологические исследования осведомленности учащихся средних школ по отдельным отраслям права, наиболее знакомы для них конституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду с весьма низкой подготовкой в вопросах правового регулирования имущественных отношений. В целом, социологические исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе. В этой связи проблема организации соответствующего правового образования учащихся общеобразовательных школ является социально значимой и чрезвычайно актуальной в рамках общего правового образования.

Так как преподавание правовых дисциплин в школе является достаточно новым делом, однако в силу происходящих процессов либерализации политической и экономической жизни приобретает особенно важное значение. В силу этого важным является и значение определение критериев личности преподавателя права, который стоит в центре проблемы обучения молодого поколения основам права, то есть в начале формирования правового сознания у целого поколения россиян. С учетом этого можно определить особую значимость и актуальность темы курсовой работы.




1 Проблемы преподавания правовых дисциплин в школе и требования к личности преподавателя права

1.1 Актуальные проблемы преподавания правовых дисциплин в России

Правовой "всеобуч" - настойчивое веление времени. Правовая практика разрешения конфликтов и оформления различных отношений все шире входит в нашу жизнь. И естественно предположить, что подрастающее поколение будет обучаться этой практике в обычной массовой школе. Однако здесь и возникает ряд теоретических, методических и идеологических проблем.

В настоящее время не существует общепринятой апробированной программы преподавания основ права в школе; не существует и методических приемов в преподавании этого предмета детям и подросткам, сравнимых по эффективности с методиками преподавания иных традиционных предметов школьного цикла. Непроработанными являются также некоторые другие фундаментальные проблемы, существенно определяющие и содержание, и форму подачи такого курса, как "Основы права" для детей.

Вполне естественно появление большого количества самых разнообразных курсов и пособий по различным аспектам права как для старшей школы, так и для учащихся начальных классов (вплоть до первого класса). По оценкам специалистов, в том числе и правоведов,  многие из них весьма далеки от совершенства и зачастую изобилуют нелепостями и просто фактическими ошибками.

Учебники и пособия, как например, отмечают М. Садовский и А. Глисков, при всей их видимой демократичности, построены на основе крайне социалистических представлений о роли права в обществе - "социалистических", означающих подмену права целесообразностью. Разрешение каких-либо споров и конфликтов в соответствии с тем, как