Проблема финансового менеджмента в краткосрочном периоде включает в себя рассмотрение следующих вопросов: принципы принятия ценовых решений и оперативное комплексное управление текущими активами и текущими пассивами.

Первая из указанных проблем уже рассматривалась (правда, в общем виде) под углом определения такого объема производства, при котором прибыль фирмы максимизируется (см. выше). При этом мы стояли на позиции, что уровень цены задается кривой спроса. Такой подход несколько упрощает саму проблему маркетинговых решений (с точки зрения финансового менеджмента). Фирма, в рамках этой непростой проблемы, решает две взаимосвязанные задачи: 1) определение базового уровня цены (здесь принципиальным становится определение цены на продукцию фирмы с учетом потребительского спроса), 2) определение предельного уровня скидки с базовой цены, наценки к базовой цене.

Существует достаточно много подходов к определению базовой цены. Однако эта проблема выходит за рамки нашего исследования, являясь предметом изучения маркетинга. Поэтому мы предлагаем читателям ознакомиться с соответствующими исследованиями ученых и специалистов.

Определение же предельного размера скидки (наценки) самым непосредственным образом связано с эластичностью (неэластичностью) спроса по цене. Если существует сильная связь, то имеет смысл задуматься о скидках к базовым ценам. В противоположном случае ставить эту проблему вряд ли целесообразно, так как конкретные финансовые выгоды от этого могут быть незначительными или просто отсутствовать. Другая сторона данной проблемы — определение наценки (накидки к цене). Этот вопрос также изучается маркетингом.

Таким образом, в самом широком смысле (абстрагируясь от очень многих обстоятельств) ценовые проблемы, будучи маркетинговыми по своей сути, самым непосредственным образом связаны и с принятием финансовых решений (вопросами финансового менеджмента). Для финансовых менеджеров эта проблема (проблемы) становится практически значимой в связи с определением функциональной зависимости между ценой и объемом производства данного товара (в зависимости от фазы жизненного цикла товара и его типа), между ценой и увеличением выручки при стимулировании спроса с помощью скидок и наценок (связь: размер скидки (накидки) — величина спроса — выручка — прибыль).

Сила (слабость) отмеченных связей определяется с помощью аппарата эластичности — неэластичности. Финансовым менеджерам очень полезно делать соответствующие расчеты для собственной фирмы по каждой товарной группе. Такая информация позволит оптимизировать финансовые поступления в краткосрочном периоде.

Другая проблема финансового менеджмента в краткосрочном временном интервале — комплексное управление текущими активами и текущими пассивами — более значимая и непосредственно связана с тематикой данной работы.

Для ее решения мы должны разобраться с категориальным аппаратом и показать, как в рамках современной российской системы бухгалтерского учета все эти категории определяются и где их искать в отчетности предприятия.

Экономическая теория знает деление капитала на основной и оборотный. Первый, участвуя во многих актах производства, постепенно утрачивает свою стоимость, перенося ее на вновь созданные товары (понятно, что этот процесс перенесения и есть процесс труда, создания новой стоимости и сохранения овеществленной стоимости в средствах производства (средствах труда!)).

Оборотный капитал — это та часть капитала, которая участвует только в одном акте производства и стоимость которой мы находим в стоимости, произведенной за этот акт производства (в данном случае о перенесении говорить неправильно, так как в действительности живой труд, создавая новую стоимость, присоединяет к ней и стоимость предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии)).

Таким образом, средства труда, полностью принимая участие во многих актах производства, лишь частично принимают участие в создании стоимости (переносится и сохраняется лишь часть их стоимости). Замена этих средств производится только по мере их износа.

Предметы же труда требуют своего возобновления после каждого акта производства.

На уровне финансового менеджмента мы должны разделять основные и оборотные активы. Основные, постоянные (в балансе — внеоборотные) активы — труднореализуемые, временем на их реализацию нельзя пренебречь. К ним необходимо отнести здания, сооружения, нематериальные активы, землю. Оборотные (текущие) активы разделяются в зависимости от времени и затрат, связанных с их реализацией (обращением в деньги!). Это — медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья, материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах), наиболее ликвидные (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги) активы.

Важно также, что основные активы и та часть оборотных, которые в рамках анализируемого периода остаются неизменными, называются стабильными активами (основные активы, сложившаяся на предприятии норма (величина) обязательных запасов сырья, материалов, запасов готовой продукции). Остальные активы — нестабильные.

Другой стороной проблемы капитала фирмы является то, что предприятие может использовать как собственный (принадлежащий ей) капитал, так и заемный (отчуждаемый у собственников на время на принципах возвратности, срочности и платности).

Данная постановка проблемы самым непосредственным образом связана с принятием финансовых решений (следовательно, это проблема как раз финансового менеджмента). Речь фактически идет об источниках


о, так как в действительности живой труд, создавая новую стоимость, присоединяет к ней и стоимость предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии)).

Таким образом, средства труда, полностью принимая участие во многих актах производства, лишь частично принимают участие в создании стоимости (переносится и сохраняется лишь часть их стоимости). Замена этих средств производится только по мере их износа.

Предметы же труда требуют своего возобновления после каждого акта производства.

На уровне финансового менеджмента мы должны разделять основные и оборотные активы. Основные, постоянные (в балансе — внеоборотные) активы — труднореализуемые, временем на их реализацию нельзя пренебречь. К ним необходимо отнести здания, сооружения, нематериальные активы, землю. Оборотные (текущие) активы разделяются в зависимости от времени и затрат, связанных с их реализацией (обращением в деньги!). Это — медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья, материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах), наиболее ликвидные (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги) активы.

Важно также, что основные активы и та часть оборотных, которые в рамках анализируемого периода остаются неизменными, называются стабильными активами (основные активы, сложившаяся на предприятии норма (величина) обязательных запасов сырья, материалов, запасов готовой продукции). Остальные активы — нестабильные.

Другой стороной проблемы капитала фирмы является то, что предприятие может использовать как собственный (принадлежащий ей) капитал, так и заемный (отчуждаемый у собственников на время на принципах возвратности, срочности и платности).

Данная постановка проблемы самым непосредственным образом связана с принятием финансовых решений (следовательно, это проблема как раз финансового менеджмента). Речь фактически идет об источниках