СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Теоретическая часть – Снижение уровня конфликтности сотрудников        4

1.1        Специфика конфликта в организации        4

1.2        Внутренние конфликты в организации и типичные конфликтные действия        8

1.3        Типы конфликтов в организации        11

1.4        Меры по снижению уровня конфликтности в организации        15

2        Практическая часть – ОАО Тамбовский завод Электроприбор        20

2.1        Характеристика предприятия        20

2.2        Организационная структура управления предприятием        22

2.3        Анализ организационной структуры управления и возможных причин конфликтности на ОАО «Электроприбор»        25

2.4        Организационные мероприятия по минимизации причин, порождающих конфликт        27

2.5        Изменение мотивации инженерного персонала        31

Выводы и предложения        34

Список литературы        38

Введение


Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений — экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают пометой на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми, их социальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, приватные открытой конфронтацией, сознательным противоборством, конфликтами.

Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Организация — это не только производственно-технологическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, принимают активное участие в решении социально-экономических проблем. Организация — это такая совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями.

В обществе функционируют различные типы организаций: предприятия, учреждения, университеты, институты, финансовые структуры, общественные организации (например, политические партии, профсоюзы и др.), ассоциативные организации (например, семья). Организации структурно состоят из целого ряда подразделений: цехов, смен, отдельных служб, бригад и др. Эти объединения выступают как первичные группы, т.е. являются социальной средой, в которой человек непосредственно контактирует с другими людьми.

Организации выполняют разнообразные функции и отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню организации и сплоченности, количественному составу.

Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.

Тема исследования в курсовой работе является очень актуальной, так как цена конфликта в организации:

1. Моральные потери превращаются в финансовые:

- производительность труда снижается на 65%;

- потери рабочего времени составляют 30%;

- на достижение договоренностей в конфликтной ситуации уходит 42% рабочего времени.

2. Снижается качество принимаемых решений:

- решения принимаются на искаженной информации;

- точность и полнота информации снижаются;

- примешиваются посторонние мотивы — власть, влияние и пр.

3. Увольняются квалифицированные кадры:

- около 50% сотрудников увольняются из-за конфликтов в организации.

4. Происходит реструктуризация работ:

- нарушение взаимодействия;

- развал коммуникаций.

5. Саботаж, воровство, ущерб.

6. Снижение мотивации.

7. Возрастает заболеваемость сотрудников:

Цель курсовой работы – исследование специфики конфликта в организации и разработка мероприятий по снижению уровня конфликтности на предприятии ОАО Тамбовский завод «Электроприбор».


1 Теоретическая часть – Снижение уровня конфликтности сотрудников

1.1 Специфика конфликта в организации


Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

Предтечей конфликта в организации является социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряженности.

1) Социальная напряженность в реальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта.

2) Социальная напряженность представляет собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. На уровне организации проявление напряженности будет сопровождаться отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности.

3) Социальная напряженность — это нарушение нормальных отношений и неадекватное функционирование участников взаимодействия.

Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся:

* невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;

* нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать;

* отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников;

* конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;

* внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников;

* подстрекательская деятельность неформальных лидеров.

Внешние факторы:

* дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп;

* возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости;

* ущемление социальных льгот в новых законодательных актах;

* резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива;

* обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное обогащение отдельных граждан.

Нарастание социальной напряженности в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации.