СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Понятие и основания стратегического выбора развития компании в пользу дивестиции        3

2        Стратегии управления дивестициями        14

3        Проблемы дивестиций в России        17

4        Мероприятия по выводу инвестиций в рамках антикризисного управления        21

Заключение        30

Список литературы        33




Введение

Исследования показывают, что 33% всех слияний и поглощений, проведенных в 1960-70-х гг. на американском рынке, закончились тем, что покупатель спустя некоторое время продал приобретенную ранее компанию.

Бывает, компании проводят экспансию, а бывает, что начинают сжиматься. К корпоративной экспансии относятся слияния и враждебные поглощения - сделки, увеличивающие объемы компании. Сжатие - сделка, связанная с передачей/продажей прав собственности (обыкно­венных голосующих акций) на часть или все активы корпорации, в результате которой разме­ры активов и операций корпорации значительно уменьшаются или же она вообще прекраща­ет свое существование в качестве самостоятельной целостной юридической единицы. Часто сжатие называют еще корпоративной реструктуризацией.

Основная тенденция российского рынка слияний и поглощений - возможность покупки активов по низким ценам уходит в прошлое. Поэтому потенциальные инвесторы сталкиваются с проблемой более тщательного анализа компании-цели. Найти и оценить объект слияния или поглощения в сегменте средних и мелких компаний непросто.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки проблем развития теории рынков корпоративного капитала, которая имеет принципиальное значение для создания стабильной и работоспособной рыночной экономики. Среди множества проблем, от которых зависит успех антикризисного экономического развития и финансовой стабилизации страны, выступают системность инвестиционного процесса в среде крупных корпораций.

1 Понятие и основания стратегического выбора развития компании в пользу дивестиции

Если и среда, и позиции компаний на рынке неблагоприятны, у компании остаются два последних варианта, дивестиции или ликвидация бизнеса (рис. 1). В отличие от продаж "дивестиции" (divestitures) предполагают полное отчуждение материальных активов, как правило, переуступаемых за деньги (или ценные бумаги) торговому партнеру - уже существующей фирме. Среди условий, побуждающих предпочесть именно эти варианты, а не стратегию «доения», можно выделить следующие.

* Темпы снижения спроса велики и усиливаются, а очаги стабильного спроса если и существуют, то недостижимы для компании.

* Ожидается, что конкуренты столкнувшиеся с высокими выходными барьерами, недостаточной лояльностью к торговой марке и отличительными признаками товара создадут сильное давление на цену. Таким образом, стратегия «доения» будет убыточной для всех.

* Позиция компании слаба; один или два доминирующих конкурента имеют неоспоримые преимущества. Компания уже несет убытки, ее перспективы на рынке туманны.

* Стратегическое направление фирмы было изменено; данный бизнес стал ненужным или даже нежеланным.

* Низкие барьеры на выходе.

Решению о выходе с рынка могут воспрепятствовать следующие барьеры.

* Наличие специализированных активов, таких как здания, сооружения и оборудование, имеющих низкую цену продажи.

* Разрыв долгосрочных контрактов с поставщиками и трудовыми союзами может быть дорогостоящим.