СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей        3

2. Диагностика конфликта        5

3. Разрешение конфликта        10

Заключение        27

Список использованной литературы        29

Введение


В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности. Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.

Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Для этого Родителям и педагогам надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современного общества.

Представим себе современную семью с нормальным достатком, с одаренными детьми и талантливыми родителями. Жизнь протекает ровно, без эксцессов и конфликтов, дети подрастают, родители мудреют, иными словами, ''все как у людей". И вдруг, дисгармония, стройное течение семейной жизни нарушает конфликт, как в старину говорили: "нашла коса на камень". Если родители не смогут правильно понять истоки конфликта и найти правильные способы его разрешения, а вместо этого устраивают скандал, то это неблагоприятно отражается на ребенке. Он зажимается, закомплексовывается, у него смешиваются понятия, все становится одинаковым: и добро, и зло, а как еще научиться отличать.



1. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей


Все родители встречаются с ситуациями, когда ни конфронтация, ни изменения в обстановке не изменяют поведения их ребенка; ребенок продолжает действовать таким образом, который не согласуется с потребностями (нуждами) родителей. Такие ситуации практически неизбежны во взаимоотношениях родители-дети, поскольку ребенку необходимо вести себя определенным образом, причем даже тогда, когда он знает, что его поведение вступает в противоречие с потребностями родителей.

Можно привести следующие примеры:

Коля продолжает играть в мяч, хотя его мать несколько раз говорила ему, что они должны уйти в гости через полчаса.

Мать говорит дочери, что она очень торопится в магазин, а дочь по дороге глазеет в витрины.

Маша отказывается понять чувства родителей по поводу того, что она собирается провести уик-энд с приятелями на пляже. Она отчаянно хочет поехать, несмотря на то, что ей объяснили, насколько это было бы неприемлемо для ее родителей.

Конфликт между потребностями родителей и детей не только неизбежен в семьях, но он встречается часто. Существует не только отдельно проблема у ребенка и у взрослых - это проблема во взаимоотношениях. Оба - родитель и ребенок - вовлечены в проблему (являются ее участниками) - потребности каждого поставлены на карту. Таким образом, проблема заключена во взаимоотношениях. Это проблемы, которые возникают, когда другие методы не изменили поведения, которое неприемлемо для родителя.

Конфликт является моментом истины во взаимоотношениях - это тест (испытание) здоровья этих отношений, это кризис, который может ослабить или укрепить их, это критическое событие, которое может вызвать длительное чувство обиды, скрытую враждебность, психологические "шрамы". Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга или втянуть их в более тесный и более интимный союз; они содержат семена деструкции и семена большого союза: они могут привести к вооруженной борьбе или к более глубокому взаимному пониманию.

Наиболее критическим фактором во взаимоотношениях родителей и детей является то, как разрешаются конфликты. К несчастью, большинство родителей пытается разрешить их, используя только два основных подхода, оба из которых неэффективны и вредны как для ребенка, так и для взаимоотношений самих по себе.

Только немногие родители допускают тот факт, что конфликты являются частью жизни и не всегда обязательно плохой частью. Большинство родителей рассматривают конфликты как нечто такое, чего надо избегать любой ценой, будь то конфликт между ними самими или между родителями и детьми.

Большинство родителей терпеть не могут находиться в конфликте, они глубоко переживают, когда он случается и имеют путанные представления о том, как его надо конструктивно разрешать.

Бесконфликтные отношения между людьми довольно редки. Когда любые два человека (или группы) сосуществуют. Конфликт возникает, хотя бы потому, что люди - разные, думают по разному, имеют различные потребности и хотят чего-то, что плохо согласуется между собой.

Таким образом, конфликт - это реальность в любых взаимоотношениях. Кстати, взаимоотношения без внешне очевидного конфликта могут быть менее здоровыми, чем те, в которых конфликт часто возникает. (Пример: в супружеских отношениях, где жена всегда подчиняется доминирующему мужу: отношения родитель-ребенок, где ребенок так боится своего родителя, что не осмеливается перечить ему в чем-либо).

Конфликт в семье, где он выражается открыто и принимается как естественный феномен, гораздо здоровее для ребенка, чем это думают большинство родителей. В таких семьях ребенок имеет, по крайней мере, возможность пережить опыт конфликта, научиться, как обращаться с ним, быть более подготовленным к дальнейшим встречам с конфликтами в течение жизни. Конструктивное решение конфликтов в семье может быть более благоприятным для ребенка, так как является подготовкой ко встрече с конфликтами вне дома.


2. Диагностика конфликта


Перед психологом или педагогом, закономерно и естественно может стать вопрос: а как определить, на кого именно из учащихся в первую очередь следует обратить внимание в связи с возможными нега­тивными последствиями педагогики семейных отношений? Отчасти ответ может быть получен при анализе типов дефектных в пла­не воспитания семей. Однако обилие крите­риев описания дефектных семей может затруднить, и здесь можно предложить некоторые инструменты психологического изучения взаи­моотношений в системе «родители и дети», а именно от­ношение юношей и девушек к жизни в своей семье. Ниже предложен один из них — тест психолога  Т. Шрайбера.

Предложите учащимся выразить с помощью пятипунктовой шкалы степень своего согласия с нижеприведенны­ми высказываниями.


Индекс выска-зывания


Высказывание


Шкала







Полностью согласен

Согла­сен

Не знаю

Не со­гласен

Совершенно не согласен

А

Охотнее всего я уехал бы из до­ма






Б

Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю