Содержание





Введение        2

1        Понятие деятельности и ее особенности как объекта управления        4

2        Классификация видов деятельности        11

3        Личность и коллектив как объекты управления        16

Заключение        27

Список литературы        29



Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в России уже давно созрела необходимость в реформе управления. Если взять за основу западную постиндустриальную модель в ее завершающей техногенной фазе (а многие считают, что Россия привержена к ней, несмотря на ее специфический характер), то формируемая в России организационно-экономическая и управленческая структура ей не соответствует. За короткий период преобразований из огромного спектра рыночных структур, присущих западной постиндустриальной модели, в России задействована только незначительная ее часть, и то в деформированном виде.

Российский рыночный объект управления и координации — это спонтанная мозаика разорванных кусков постиндустриальной модели. Именно эта ситуация и находит яркое подтверждение в характере проводимых сегодня управленческих шагов не только на уровне корпораций, но и на уровне государственного управления.

Менеджмент как система управления представляет собой сложное субъектно-объектное соотношение. Управленческая деятельность становится все более научно-обоснованной благодаря развитию теории управления, но в то же время она остается также областью творчества, искусства. Эффективность системы управления (менеджмента) обеспечивается умением руководителей овладеть искусством творческого применения в конкретных ситуациях научных принципов управления.

С одной стороны, менеджмент представляет собой процесс взаимосвязи функций управления (организации, планирования, мотивация, контроль), необходимый для достижения целей организации. Менеджмент как процесс отражает динамику управления.

С другой стороны, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы, работающих в организации. Такая трактовка является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

Цель работы – изучение деятельности как объекта управления.

В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

* Изучить понятие деятельности и ее особенности как объекта управления.

* Изучить классификацию видов деятельности.

* Изучить личность и коллектив как объекты управления.

Объект исследования – трудовая деятельность человека.

Предмет исследования  – методы управления деятельностью.

В процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в специализированной печати и прессе, данные статистических и социологических исследований.




1 Понятие деятельности и ее особенности как объекта управления

Деятельность является основной категорией управления. Через категорию деятельности решаются вопросы согласованности и гармонизации управления. Хотя, изучение закономерностей управленческой деятельности сопряжено с принципиальными трудностями. Эти трудности определяются тем, что любая деятельность имеет две стороны - внешнюю (наблюдаемую, видимую, эксплицитную) и внутреннюю (скрытую от прямого наблюдения, имплицитную), объективную и субъективную. Первая сторона деятельности раскрыта гораздо лучше и является, по сути дела, предметом изучения теории управления. Тогда как вторая - внутренняя деятельность - составляет предмет психологического изучения деятельности. Важно отметить, что рассматривать управленческую деятельность без ее внешней или внутренней составляющей невозможно. Ее объективное содержание определяется мерой - оптимальной пропорцией согласования внешне-объективированой характеристики управленческой деятельности и характеристики ее внутреннего (психологического) содержания. Методологически такую меру согласования определяют два фундаментальных психологических принципа:

* принцип единства психики и деятельности - согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой целостную систему, они взаимоопределяют друг друга и находятся в определенном соподчинении;

* принцип системного изучения деятельности - предполагает этапность реализации деятельности, анализ ее содержания и психологических механизмов. Анализ содержания отражает объективные характеристики деятельности, а анализ психологических механизмов - собственно субъективное, психологическое содержание.

Эти принципы ориентируют общую направленность изучения любой деятельности. Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории и изучается во многих науках. Однако общее философское определение деятельности как индивидуальной формы существования общественных отношений, как способа включения личности в структуры общественного разделения труда конкретизируется в других науках. Основную роль в комплексном, междисциплинарном изучении и понятии деятельности, без которого невозможна ее практическая реализация играет психология.

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанная с удовлетворением его потребностей и интересов, детерминированная социальным содержанием.

В таком определении подчеркивается, что:

* деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цели своей активности и способы их достижений. Он планирует достижение цели и предвидит результаты;

* деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда (включая самые совершенные);

* деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется как правило в группе, по социальным законам и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.

В деятельности реализуется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В этом принципе отражается активный характер психической деятельности, в которой складывается модель окружающего мира. В деятельности выражаются отношения человека к действительности, к другим людям и к самому себе. В деятельности формируется личность человека.

Деятельность обладает определенной структурой, обеспечивающей ее реализацию. Она состоит из следующих элементов:

движений ==> действий ==> собственно деятельности

Основу движений определяют физиологические механизмы, они могут быть врожденными (безусловными) и приобретенными (условно-