содержание
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы денежно-кредитной системы государства 6
1.1 Сущность и структура денежно-кредитной системы 6
1.2 Денежный оборот и его структура 20
1.3 Эволюция устройства денежной системы Российской Федерации 29
Глава 2. Денежно-кредитная система США 47
2.1 Современное состояние экономики и денежно-кредитной системы США 47
2.2 Федеральная резервная система 56
2.3 Система банковских и других кредитно-финансовых учреждений 61
Глава 3. Проблемы функционирования денежно-кредитной системы России 67
3.1 Современная денежно-кредитная политика РФ 67
3.2 Прогноз денежно-кредитной политики России 80
Заключение 84
Список использованной литературы 90
Приложение 94
Введение
Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.
Волна кризисных явлений в финансовой сфере и кредитная нестабильность в 1990-х гг. в Мексике, Юго-Восточной Азии, России и других странах подтвердили необходимость такой структуры денежно-кредитной системы, которая бы обеспечивала эффективную динамику экономических процессов в государстве. Благополучными в этом отношении являются денежно-кредитные системы лидеров мировой экономики — США, ФРГ, Франции, Великобритании, Канады и Японии. Построение денежно-кредитных систем этих стран не имеет принципиальных, концептуальных различий, хотя в каждой из них есть своя специфика функционирования банковской, денежной, бюджетной, финансовой и налоговой сфер.
Сравнительный анализ денежно-кредитных систем разных стран, учет преимуществ и недостатков каждой из них дают возможность построить систему денежно-кредитных отношений, отвечающую требованиям нового тысячелетия. К тому же процессы глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных связей требуют унификации структуры отечественных финансовых отношений.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что денежно-кредитная политика в России на протяжении нескольких последних лет играла скорее пассивную роль и в значительной степени являлась эндогенной по отношению к курсовой политике и сальдо счета текущих операций платежного баланса. Вместе с тем по мере ослабления проблемы внешнего долга и снижения зависимости России от внешней конъюнктуры роль данного инструмента макроэкономической государственной политики должна возрасти. В связи с этим представляется уместным обратиться к опыту других стран с развитой экономикой и рассмотреть, как менялись приоритеты при проведении денежно-кредитной политики по мере развития их экономик к рыночной системе. В этом и заключается актуальность темы дипломной работы.
Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном анализе денежно-кредитных систем России и США.
Задачами дипломной работы являются:
* Исследование сущности и структуры денежно-кредитной системы государства.
* Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.
* Исследование современной денежно-кредитной политики России и США.
Объектом исследования является денежно-кредитная система государства.
Предмет исследования – денежно-кредитная политика России и США в исторической ретроспективе и в настоящее время.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные, монографии, посвященные данной теме, экономические исследования и публикации в прессе.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
* Уточнено сущность, структура денежно-кредитной системы и ее место в экономической структуре общества;
* Дан сравнительный анализ устройства денежно-кредитной системы России и США;
* Дана оценка денежно-кредитной политики России и США в условиях экономического кризиса;
* Дан прогноз развития денежно-кредитной политики.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в научных и учебных целях.