Содержание





Введение        2

1        денежный рынок: спрос и предложение        3

2        Создание денег: роль государства и банков        9

3        Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства        12

4        Политика «дорогих» и «дешевых» денег        17

Заключение        20

Список использованной литературы        22



Введение

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Волна кризисных явлений в финансовой сфере и кредитная нестабильность в 1990-х гг. в Мексике, Юго-Восточной Азии, России и других странах подтвердили необходимость такой структуры денежно-кредитной системы, которая бы обеспечивала эффективную динамику экономических процессов в государстве. Благополучными в этом отношении являются денежно-кредитные системы лидеров мировой экономики — США, ФРГ, Франции, Великобритании, Канады и Японии. Построение денежно-кредитных систем этих стран не имеет принципиальных, концептуальных различий, хотя в каждой из них есть своя специфика функционирования банковской, денежной, бюджетной, финансовой и налоговой сфер.

Актуальность исследования определяется тем фактом, что денежно-кредитная политика в России на протяжении нескольких последних лет играла скорее пассивную роль и в значительной степени являлась эндогенной по отношению к курсовой политике и сальдо счета текущих операций платежного баланса. Вместе с тем по мере ослабления проблемы внешнего долга и снижения зависимости России от внешней конъюнктуры роль данного инструмента макроэкономической государственной политики должна возрасти. В этом и заключается актуальность темы работы.

Цель работы состоит в изучении денежно-кредитной системы и денежно-кредитной политики государства.

1 денежный рынок: спрос и предложение


Особое место в денежно-кредитной системе занимает денежный рынок. Если на обычном то­варном рынке деньги выполняют посредническую функцию в об­мене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финан­совом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложе­ния денег прежде всего формируется за счет сбережений населе­ния, а также накоплений предприятий и организаций. Причем пред­ложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получе­нию процента. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается не­достаточно для финансирования тех или иных хозяйственных про­ектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворе­ние интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие получают доход в форме процента за предостав­ленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.

Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсут­ствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребо­вало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному сво­бодному и аукционному курсу.

Состояние денежного рынка определяется двумя факторами:

1) потребностью в экономики в деньгах (то есть опросом на них) и

2) фактическим поступлением денег в оборот (то есть их предложением).

Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это приведёт к обесцениванию денег - понижению их покупательной способности.

     Формирование предложения денег и регулирование денежной массы является важнейшей функцией государства.

В формировании денежного предложения принимают участие три субъекта:

* Центральный банк,

* система коммерческих банков,

* население.

Центральный банк регулирует предложение денег через эмиссию (как наличных денег в обращении, так и кредитных). Кроме того, ЦБ регулирует процентную ставку, увеличивая предложение кредитных денег в случае его снижения, и сокращая предложение при его повышении. Таким образом, изменение процентной ставки влияет на капиталовложения и на инвестиционную активность в целой. Аналогичным образом на предложение денег влияют операции по купле-продаже ценных бумаг: скупая их, банк увеличивает количество денег в обращении, и наоборот.

     Если для краткости изложения всю денежную массу представить как сумму наличных денег и депозитов (не делая различия между разными вкладами), то модель денежного предложения будет выглядеть следующим образом. В реальной экономике помимо наличных денег часть доходов экономические субъекты переводят во вклады (депозиты) коммерческим банкам. Те же (как было показано в разделе 10.4.) получают возможность выдавать кредиты, вызывая таким образом процесс мультипликативного (нарастающего) расширения денежной масон.

     В предложении денег важную роль играет денежная база - та часть денежного предложения, которую определяет и непосредственно создает Центральный банк.

Она обеспечивается активами Центрального банка, важнейшими среди которых являются:

* золотовалютные резервы,

* ценные бумаги,

* кредиты коммерческим банкам.

Входящие в денежную базу обязательные резервы коммерческих банков вместе с наличными деньгами называют деньгами высокой эффективности.

     Объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной - от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Коэффициент депонирования и норма резервирования (избыточных резервов) являются убывающими функциями от ставки процента (поскольку рост процентной ставки вызывает снижение величины избыточных резервов в силу привлекательности кредита для коммерческих банков). Для населения рост процентной ставки повышает привлекательность депозитов и приводит к уменьшению доли наличных денег.

Таким образом, величина денежного предложения складывается под влиянием:

* размера денежной базы;

* соотношения резервы - депозиты;

* соотношения наличность - депозиты.

Спрос на деньги выражает желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении в определенный момент времени некоторую величину денег (в соответствия со своими возможностями). Значит, опрос на деньги - величина достаточно строго фиксированная.

     В экономической науке анализ денежного спроса отдельными экономистами и их последователями проводится в соответствии с их концепциями спроса на деньги.