Введение
Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, возни-кающего на различных возрастных этапах. Участие психолога в предупреждении правонарушений и рецидивной преступности среди подростков сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование и коррекция (доп. направление - профилактика). Диагностика - это первый этап работы с "трудными" подростками. Диагностика не является самоцелью, а необходима для так назы-ваемых диагностико-коррекционных комплексов, позволяющих выявить дефекты психосоциального развития и наметить комплексную программу его коррекции.
Прежде чем определить психолого-диагностический инструментарий, необходимо ответить на простые, но вместе с тем крайне важные вопросы: какие параметры и с какой целью следует выяв-лять.
С.Л. Рубинштейн писал, что когда мы хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, то стремимся получить ответ на вопросы:
а) чего хочет человек?
б) что он может?
в) что он есть?
Учитывая специфику работы с дезадаптивными подростками, важно еще определить характер и причины отклоняющегося поведения. Индивидуально-психологическое обследование предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности подростка, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой - составляют здоровый психологический потенциал личности, на который нужно опираться в процессе воспитания, перевоспитания и самовоспитания.
С каждым днем число девиантных подростков увеличивается, растет число преступлений и нар-комании среди несовершеннолетних, дети убегают из дома не посещают школы, увеличивается число бездомных никому ненужных детей. Единственным способом как-то изменить сложившиеся положе-ние помочь людям преодолеть их проблемы, для этого нужно создавать психологические и социальные службы для работы с такими детьми. Но если их деятельность не будет поддерживаться со-циумом и государством, рост преступности, наркомании и т.д. будет только расти.
Приступая к исследованию мы руководствовались гипотезой о том, что правильно организованная и проведенная диагностика девиантного поведения подростков дает нам возможность своевременно определить наиболее актуальные и болезненные для подростка сферы жизнедеятельности, и опираясь на полученные результаты разработать коррекционные рекомендации для оказания психологической помощи.
Основные причины девиантного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании! неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся: — генетические, которые передаются по наследству. Это мо-гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время; беременности матери в силу неполноценного и неправильного; питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хрониче-ские и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венериче-ские заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических на-грузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, при-водящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.
— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недос-татки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают не-гативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или ак-центуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбу-димость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуж-даются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются,
Как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характе-ра.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты лично-сти и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток роди-тельской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловлен-ные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или за-держкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает при-нимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую на-правленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобла-дание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к сущест-вующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведени-ем, оправдывание своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое пове-дение.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или обще-ственного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности раз-вития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накопле-нием негативного опыта; в стойкой школьной неспешности ребенка с разрывом связей со школой (пе-дагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
— учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затрудне-ний в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
— школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педаго-гами, одноклассниками, пропусков занятий;
— социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными на-питками, наркотиками;
— криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из шко-лы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на ули-цу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие се-мьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
— дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
— нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации раз-вода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявле-ниями мало мотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, на-носящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправдан-ные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учрежде-ниях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелю-бимый. Любой вид жестокого обращения с (детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адап-тации.
Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посяга-тельству), характерно также и нарушение (сексуального поведения: нарушение половой идентифика-ции, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. Анализ семьи и ее воздействий на пси-хосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ран-ней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступ-ную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
4. Социально-экономические факторы, включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную на-пряженность.
Заключение
Для раскрытия природы и причины социальных отклонении необходимо исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социаль-ная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведе-ния индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них про-сто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс ху-дожественного или научного творчества.
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, раз-нообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнооб-разны, как и сами люди, их совершающие.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения инди-видов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоре-чие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев на-селения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это соз-дает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изме-нить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность и будет под-держиваться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.
Литература
1. Альманах психологических тестов. (М.:"КСП", 1995.).
2. Бажин Е.Ф., Голынкина С.Л., Эткинд А.М Метод исследования уровня субъективного контроля (Психол. журнал. Т.5.1984. №3.).
3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - (М.: Редакционно-издателъский центр Кон-сорциума "Социальное здоровье России", 1993г.).
4. Божович. Л.И. Избранные психологические труды. (Под ред Д.И. Фельдштейна. Москва 1994г.).
5. Блейхср В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология (Ростов-н/Д.: "Феникс", 1996.).
6. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регу-ляции поведения (Психол. журнал. Т. 18. № 2. 1997. С. 58-78.).
7. Выготский Л.С. Педология подростка. (Сбор. соч.- М.: Педагогика, 1984.-Т.4.С.).
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. (Сбор.соч. т.4 М Педагогика 1984г.).
9. Возрастная и педагогическая психология. Методические рекомендации.(Омск ОмГПУ 2000г.).
10. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование дслин-квентности у подростков. (Психол. журнал- Т. 15. № 2. 1994. С. 57-65.).
12. Гуткина. Н.И. Подростковая рефлексия. (Москва «Дрофа» 1998г.).
13. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. / Под ред. С.А. Бе-личсвой, И.А.Коробейниковой.- (М.: Редакционно-издателъский центр Консорциума "Социальное здоровье России". 1995.).
14. Диагностика и координационная работа школьного психолога. (Под ред Дубровенной Москва 1987г.).
15. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь. (Москва 1988г.).
16. Еличев А.С. Юридическая психология. (Санкт - Питер. Дрофа 1998г.).
17. Заика Е.В., КрсйдунН.П., ЯчинаМ.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. (Вопр. психол. 1990. № 4.).
18. Козюля В.Г. Применение медико-психологического теста СМОЛ в практике ВТК. - (М.: ВНИИ МВД СССР, 1983.).
19. Кон И-С. Психология ранней юности. -(М.: Просвещение. 1989.).
20. Лакосина И Д., Трунова 11.М. Неврозы, невротические развития личности: клиника и лече-ние- - (М.: Медицина, 1994.).
21. Лучшие психологические тесты. (Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск: "Петроком", 1992.).
22.Леви В.Л. Нестандартный ребенок. (М Знание 1989г.).
23. Малые жанры русского фольклора: хрестоматия. (Сост. В. 1-1. Морохин - 2-е издание, испр. и доп. - М: Высшая школа, 1986).
24. Манапова Е.И. Диагностика отклоняющего поведения. (Омск Из. Дом. Знание 1998г.).
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. (М.: Трицола, 1995 С. 275-2X7.).
26. Патохарактерологические исследования подростков (Под ред. А.Д. Личко, 1-1.Я.Иванова. Л.,1981.).
27. Прихожан A.M., Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность к себе. (М : Просвещение, 1994.).
29.Павленок. Н.Д. Основы социальной работы. (Москва 1998г.).
30. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К.М. Гурсвича и Б-М. Борисовой. - (М.: Международная педагогическая академия, 1995.)
31. Психология современного подростка (Под ред. Д.И. Фельдштсйна. - М.: Педагогика, 1987г.)
32. Райгородский. Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характера. (Самара «Бахрах» 1992г.).
31.Рабочая книга школьного психолога- (Под ред. И.В. Дубовиной. - М.: Просвещение, 1991г.)
32. Реан А. А. Характерологические особенности подростков -делинквентов (Вопр. психол 1991. № 4. С. 139-143).
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 1.(М: Педагогика, 1989.).
34. Рубенштейн. С.Л. Проблемы общей психологии. (М. Педагогика. 1976г.).