СОДЕРЖАНИЕ




1        Гражданское общество и правовое государство        2

1.1        Гражданское общество и его институты        2

1.2        Понятие правового государства        4

1.3        Взаимоотношения гражданского общества и правового государства        6

1.4        Особенности становления гражданского общества и правового государства в России        10

2        Политическая культура        14

2.1        Сущность политической культуры и ее содержание        14

2.2        Понятие субкультуры        16

2.3        Политические традиции и символика        18

2.4        Факторы эффективности политической культуры        20

Список использованной литературы        24

1 Гражданское общество и правовое государство

1.1 Гражданское общество и его институты

Существуют различные подходы к определению, составу, элемен­там, функциям гражданского общества.

Если выбрать из множества существующих дефиниций граждан­ского общества наиболее существенные моменты, то можно его опре­делить следующим образом. Гражданское общество - это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений ин­дивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духов­ных интересов и потребностей.

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как негражданского общества не существует. Любое общество состоит из граждан. «Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общест­во нельзя было назвать гражданским, во-первых, в силу незрелости, примитивности, неразвитости, а во-вторых, потому что в то время вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».

Для русского языка этот термин является не совсем удачным, так как он в принципе должен подчеркнуть независимость общества от государства, тогда как, будучи производным от слова «гражданин», он неразрывно соединен с государственностью. Чтобы реконструировать российскую историческую идею и практику, сопоставимую с западной концепцией гражданского общества, В. Волков предлагает включить в рассмотрение почти забытое сегодня понятие «общественность». Этим понятием оперирует и современный немецкий исследователь Ю. Хабермас. По его мнению, общественность вклинивается в отношения между государством и конкретными индивидами, она становится передаточным звеном между сферой общественно-официальной власти и частной сфе­рой гражданского общества. Гражданское общество призвано защищать себя от «опеки» государственной власти. Когда общество почувствовало, что государство может представлять опасность для граждан (у него появляются собственные интересы, и оно начинает издавать законы, направленные против граждан), тогда и начинает формироваться новое пространство, защищенное от «оккупации» его государством.

Однако независимость гражданского общества условна. Понятие «гражданское общество» наполняется содержанием лишь в связке с понятием «государство». Именно последнее, хотя и автономно от со­циума, выражает интересы различных субъектов гражданского обще­ства. Следует согласиться с тем, что государство и гражданское общество не должны рассматриваться как понятия взаи­моисключающие. Скорее это противополагающие, но взаимообуслов­ленные понятия. Кроме того, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, в общественной, «гражданской» жизни очень мало сфер, остающихся вне воздействия государства и права как инструмента государствен­ного регулирования. Так, в мусульманском праве регулируются даже некоторые интимные отношения людей. Да и на Западе такие сторо­ны «гражданского общества» тоже не остаются вне сферы государст­венной власти и права. Свидетельство тому - попытки организовать в 1998 г. судебные процессы о сексуальных домогательствах президен­та США Клинтона, то есть вмешаться в «неприкосновенные» сферы гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество никогда и нигде не может быть идеальной целью политических устремлений. Оно лишь механизм, позволяющий сосуществовать с государством и охранять свой интерес.

Различают два подхода к пониманию гражданского общества: уз­кий и широкий.

В узком понимании гражданское общество основывается на обеспечении прав человека, прежде всего его собственности, личной независимости.

Широкое понимание гражданского общества соотносит его не только с индивидуалистической либеральной тенденцией, но и с тем, что принадлежит коллективистским традициям. Это система самодея­тельных организаций социума, создаваемых для защиты своих инте­ресов помимо государства.

Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно охватывает экономические сферы и институты (частная собственность, свободный труд, предпринимательство), организацию и деятельность обществен­ных союзов, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциа­ций, религиозных общин и т.п.. сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации.

Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетво­рения многообразных потребностей людей по преимуществу спонтан­но снизу, а не конструируются сверху по приказу государства. Субъекты, составляющие гражданское общество (индивиды, коллективы), юридически независимы друг от друга и взаимодействуют как сво­бодные и равные партнеры. Гражданское общество объединяет гори­зонтальные связи, как правило, не знающие такой зависимости, как «веление (команда) - подчинение».

1.2 Понятие правового государства

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.