Содержание
Введение 2
1 Государство – субъект гражданского права 6
1.1 Понятие субъекта гражданского права 6
1.2 Гражданская правосубъектность государства 9
2 Государство как субъект ответственности 16
2.1 Специфика имущественной ответственности государства 16
2.2 Проблемы ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам 25
Заключение 33
Список литературы 36
Введение
В последнее время большое значение приобретают общетеоретические проблемы, связанные с определением основных направлений развития гражданского законодательства в условиях рыночной экономики. Прежде всего речь идет о корреляции роли государства с соответствующим законодательством в обеспечении развития экономики и повышения жизненного уровня. При этом имеется в виду не механический рост числа принимаемых законов, а необходимость повышения их качества и эффективности воздействия на процессы становления в России нового общества, на удовлетворение потребностей всех социальных групп населения.
В существующей в России системе права действует фрагментарный и бессистемный механизм правового регулирования участия Российской Федерации, субъектов федеративного государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях, что в немалой степени связано с отсутствием в современной российской цивилистике комплексных и непротиворечивых концептуальных разработок по проблеме правового статуса перечисленных публичных образований в имущественном обороте.
Означенная проблема приобретает особую остроту при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией и защитой субъективного права собственности. Ее недостаточная теоретическая разработка приводит к тому, что правоотношения со столь специфическим субъектным составом фактически не развиваются. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не имеют возможности в полном объеме реализовывать собственные правомочия и эффективно защищать свои имущественные права, что существенно усложняет участие указанных лиц в хозяйственном обороте и оборот принадлежащих им на праве собственности объектов.
Специалиста-правоведы считают, что многие проблемы ответственности государства коренятся в сложившейся в советское время практике регулирования гражданских правоотношений. Они были спроецированы и на переходный к рыночным отношениям период. Отсутствие в нашей стране продуманной экономической концепции развития рыночных отношений в переходный период дополнялось отсутствием законодательной базы, необходимой не только для их утверждения и закрепления, но и для четкого регулирования. В первую очередь новые экономические условия требовали определения роли государства как главного регулятора и участника этих отношений. В.Ф. Яковлев пишет: "Жизнь указала на то, что введение рыночной экономики, широкое использование в ее построении товарно - денежных отношений отнюдь не означает ухода государства из экономики". Утратив в значительной степени свою регулирующую роль, государство в то же время заняло место активного участника этих отношений. Новый Гражданский кодекс РФ как основной закон, призванный регулировать рыночные отношения, утвердил равенство государства с иными участниками гражданских отношений - гражданами и юридическими лицами. В первую очередь это означает отказ государства от своих властных полномочий в отношении других участников и подчинение общим принципам гражданского права, таким как равенство участников гражданско - правовых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, запрет злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Участие государства в гражданских правоотношениях обусловлено прежде всего необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, и это, естественно, не может не отражаться на его гражданской правоспособности. Поэтому ГК РФ, провозглашая в п. 1 ст. 124 равенство государства с иными участниками гражданских правоотношений, в следующем пункте делает оговорку о том, что нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются по отношению к государству в том случае, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из особенности данного субъекта.
Нельзя не признать, что те обстоятельства, с которыми ГК РФ связывает возможность или невозможность применения к государству указанных норм, то есть и особенность субъекта, и закон, очень часто относятся к сфере публично - правовых отношений. Это позволяет говорить о государстве как об особом субъекте права со специальной правоспособностью, определяемой нормами как частного, так и публичного права.
Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы – изучение правового положения Российской Федерации как субъекта гражданского права.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
* изучить законодательство и научные взгляды, касающиеся предмета исследования;
* определить юридическую природу и объем гражданской правосубъектности государства как субъекта гражданского оборота, с учетом чего, сформулировать концепцию их участия в гражданских правоотношениях.
Объект исследования – субъекты гражданского права.
Предметом исследования выступает комплекс отношений, возникающих в связи с участием Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях.
Теоретическая основа исследования достаточно широкая, так проблема государства как субъекта гражданского права, а также вопросы о праве собственности государства занимали значительное место в трудах целой плеяды известных цивилистов и государствоведов: К. Анненкова, Д.И.Мейера, И. А. Покровского, Г.Ф.Щершеиевича, М.М Агаркова, М.И. Кулагин, С.М.Корнеева, В.П.Мозолина и Ю.К.Толстого.
Особую значимость для изучения вопросов осуществления гражданской правосубъектности государством и подобными ему образованиями представляют собой работы М.И.Брагинского, С.Н.Братуся, П.П. Виткявичюса, Р.В. Шенгелия и других.