Содержание:




Политическое положение в России к началу XX века 2

Государственный аппарат в России 1900-17 г. 4

Состояние государственного аппарата 4

Направления реформ 5

Государственная дума 6

Правительство 8

Местное самоуправление 9

Судебная система 10

Итоги третьеиюньской монархии (1907-1914) 11

Изменения в государственном аппарате России в годы I - мировой  войны 12

Заключение 13

Литература 13


Политическое положение в России к началу XX века


При рассмотрении политического положения в европейских государствах начала ХХ в. сразу бросаются в глаза специфические особенности Российской империи. В то время как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не ограничивалась не какими выборными органами. В Своде законов Российской империи издания 1892 г. торжественно провозглашалась обязанность полного послушания царю; власть его определялась как «самодержавная и неограниченная».

Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. Незыблемость царской власти делала невозможным введение конституционного строя.

В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, возникший еще в ХVIII столетии: министров и советников, назначенных им самим, и консультативные органы, в которые входили высшие представители двора и бюрократии. Государственный совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Исполнительным органом самодержавного государства был - Совет министров, созданный при Александре I, - имел также консультативные функции. Сенат к тому времени фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного суда. Сенаторы должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах.

Вступление на престол Николая II (1894 г.) пробудило надежды тех, кто по прежнему стремился, беря за образец общественные ценности современных промышленно развитых стран, к реформам, таких, как отделение религии от государства, гарантия основных свобод, наличие выборных органов власти, национальный суверенитет. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ, предпринятых в 60-70 гг.  29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически отказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их «бессмысленными мечтаниями», заявил: «Пусть все знают, что Я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покорный Родитель». На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие.

Между тем  потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Вопрос лишь в том, как? Известно, что диспропорция между политической надстройкой и базисом (социально- экономическими отношениями) неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному противоречию, которое может послужить причиной революции.

  Верхи  не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали  ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна оказалась на пороге революции. При угрозе новых революционных волнений делается попытка спасти самодержавие путем некоторых преобразований.

Несмотря на свою половинчатость, эти преобразования означали значительные перемены в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции привели к важным и существенным сдвигам в российском обществе. Впервые практически была осуществлена идея об органе представительной власти, которая находилась в центре политической борьбы на протяжении всего IX века.

Это была последняя и в конечном итоге - неудачная попытка сформировать такую модель государственного и социально-экономического устройства, в которой бы нашли своё органичное сочетание традиционная общинно-монархическая парадигма российского общества, с одной стороны и императивы индустриальной цивилизации, неизбежно проникающей и начинающей диктовать свои правила в России, с другой. Государственный аппарат в России 1900-17 г.


Состояние государственного аппарата


Либеральные реформы 60-70-х годов XIX в. не затронули основ системы государственного управления империи. К началу XX в. Россия оставалась неограниченной монархией.

Император сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Он определял направление и характер внутренней и внешней политики, осуществлял высшее руководство вооруженными силами и гражданской администрацией. Любое волеизъявление монарха обретало силу закона. В управлении империей царь опирался па разветвленный бюрократический аппарат. На протяжении XIX в. Общая численность чиновников различных рангов увеличилась примерно в 7 раз и составляла к началу XX столетия примерно 385 тыс. человек, а вместе с канцелярскими служителями в аппарате управления было занято около 500 тыс. человек. Это была по тем временам значительная цифра, хотя, впрочем, отнюдь не уникальная, если сравнивать ситуацию, складывавшуюся в данном отношении в России с ситуацией в других странах. Так, во Франции, численность населения которой даже вместе с колониями значительно уступала численности населения Российской империи, в государственном аппарате в 1914 г. служило 468 тыс. человек. Капиталистическая эволюция России отразилась на составе чиновничества, прежде всего - в ведомствах, связанных с экономикой. В своей деятельности бюрократия вынуждена была больше считаться с интересами крепнувшей российской буржуазии. Тем не менее важнейшей опорой трона, наиболее социально близкой самодержавию и бюрократии силой по-прежнему являлось дворянство. Владельцы земельной собственности - помещики - преобладали в высших эшелонах чиновничьей иерархии, хотя их число, по мере прогрессировавшего оскудения дворянства, уменьшалось. 

К высшим государственным учреждениям относился  Сенат .Но к началу XX в. Сенат превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Сенату также принадлежало право обнародования законов.


Направления реформ


Политический курс самодержавия вырабатывался в острой борьбе различных придворно-бюрократических группировок. В России вплоть до 1906 г. отсутствовало правительство в юридическом смысле, т.е. не было высшего коллегиального исполнительного органа, осуществлявшего непосредственное управление страной. Руководители центральных звеньев государственного аппарата - министерств – действовали совершенно самостоятельно, мало считаясь друг с другом и подчиняясь только царским указаниям. Министры не были объединены общей политической программой. Ведомственная разобщенность достигла значительных масштабов, негативно сказываясь на функционировании государственной машины.

Причем министры были ответственны только перед императором. Они являлись к нему с высочайшими докладами, и ни одному из министров не было известно чем занимаются остальные. К тому же министры не могли выходить в отставку по собственному желанию, ибо это означало бы, что они имеют собственное мнение. не совпадающее с мнением императора.

Ключевым министерством  в России было министерство внутренних дел. Ему была вверена основная функция государства –«охранение внутренней безопасности». министру внутренних дел принадлежало право учреждения гласного полицейского надзора, право административной ссылки. С его ведома появлялись новые периодические издания, он мог налагать на них взыскания. Министр осуществлял контроль не только за законностью, но и целесообразностью постановлений органов земского и городского самоуправления.

Особое место в системе государственного управления занимало и Министерство финансов. До 1905 г. в министерстве финансов, помимо различных источников государственных доходов и распределения средств между отдельными ведомствами, в его ведении находилось управление внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленности.

Кризисность ситуации, складывавшейся в стране в канун революции 1905-1907 гг., в той или иной степени осознавалась многими представителями правящих кругов. Однако вопрос о путях предотвращения революционного взрыва являлся объектом острых разногласий.

В подобных условиях весьма существенный вес в принятии политических и иных решений приобретали ключевые министры.