СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Характер государственного управления субъектом федерации        5

2        Система органов государственной власти субъекта федерации        11

3        Особенность организации исполнительных органов субъектов федерации        18

Заключение        24

Список использованных источников        26

Введение


Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Под федерализмом понимается форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы: формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации; субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией, каждый субъект федерации может иметь свою правовую и судебную системы и др.

В социально-политическом отношении принципы федерализма внутренне связаны с философией естественного права и теорией конституционализма (парламентаризм, представительная демократия), с формированием гражданского общества и рождением института нации как согражданства населения разных этнических групп, объединенных данной государственностью. Формы федерализма отражают изменение возможностей властных структур разных уровней в рамках общих принципов, заложенных в основу федеративного государственного устройства.

Федеративные отношения, складывающиеся на данном историческом этапе российской государственности, вносят новый аспект в государственно-управленческие процессы. Становление новой системы управления тесно связано с особенностями государственного устройства и тенденциями развития федеративных отношений в России, с выработкой новой региональной стратегии управления.

С точки зрения теории государственного управления представление о принципах федерализма связано в первую очередь с разделением объемов полномочий между уровнями управления. Так, например, отечественный исследователь Б. Задорновский определяет федерализм как «принцип территориально-политической организации общества, на основании которого, отдельные административно-территориальные образования получают в числе других распределительных сфер и функций самостоятельного ведения часть функций государственного управления». Встречается и расширительная трактовка федерализма. Американский автор У. Райкер ввел понятие «конституированный федерализм». Согласно данной концепции, два уровня власти осуществляют свои полномочия относительно одной и той же территории и одного и того же населения; при этом каждый уровень имеет хотя бы одну полностью автономную область действий; есть гарантии, пусть даже только декларированные в конституции, автономности каждого уровня в своей собственной сфере. Однако, если исходить из положений конституированного федерализма, то он существует в большинстве стран мира.

В истории развития государств встречаются различные виды федерации. Большинство из них сформировано по однородному принципу деления (штаты, кантоны, земли, провинции), некоторые делятся на государственно-территориальные образования и автономии (Бельгия, Испания, Канада), иные могут быть основаны на союзе суверенных государств (СССР, Чехословакия, СФРЮ). Однако все федеративные государства базируются на некоторых общих принципах. Субъекты федерации имеют свои собственные территории, внутреннее законодательство и собственные органы власти, которые в пределах предоставленных им полномочий обладают всей полнотой государственной власти. Объем прав и полномочий зависит от исторических традиций, уровня развития и ряда других факторов. При этом равенство субъектов является непременным условием федерации (за редким исключением: Индия, Канада, Танзания). Федерализм предполагает сохранение целостности государства, поэтому субъекты не обладают правом выхода из федерации (право выхода не признается ни одной конституцией), а также не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений.

Беспрецедентное для постсоветской России падение авторитета центральной власти в последние 15 лет, отсутствие необходимой поддержки со стороны населения страны создали большую опасность для страны. Главы субъектов федерации, компенсируя слабость центральной власти и ее неспособность реформировать экономику (а в ряде случае просто реализуя свои политические амбиции), берут на себя все более широкий круг полномочий, затрагивающий, в частности, деятельность правоохранительных органов. Последнее создавало угрозу разрушения единого правового пространства и еще большего сокращения возможностей Центра влиять на положение дел в регионах. В этом суть проходящей сейчас административной реформы. Потому и тема работы является актуальной.

1 Характер государственного управления субъектом федерации


Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства.

Современный федеративный характер российской государственности получил законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г. В гл. 3 «Федеративное устройство» закрепляются основные принципы федерализма, дается перечень наименований всех входящих в состав Российской Федерации субъектов (ст. 65); определяется порядок регулирования их статусов и взаимоотношений между ними (ст. 66); говорится о распространении суверенитета и юрисдикции Российской Федерации (ст. 67), а также конкретизируются предметы ведения Российской Федерации (ст. 71); совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72); устанавливаются нормы законодательного регулирования по предметам исключительного и совместного ведения (ст. 76). Субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Правосубъектность и компетенция региональных органов власти определяются на основе положений Конституции РФ, федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской