СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

Глава 1        Система образования в Российской федерации        6

1.1        Состояние системы образования        6

1.2        Структура системы образования        12

Глава 2        Государственная политика РФ в сфере образования        33

2.1        Основные положения государственной политики в сфере образования                        33

2.2        Проблемы и направления модернизации системы образования        38

2.3        Направления реформы системы образования в России        46

Глава 3        Проблемы и тенденции развития системы образования Тамбовской области        60

3.1        Состояние и основные тенденции развития системы образования Тамбовской области        60

3.2        Проблемы и направления модернизации системы управления и материально-технической базы образования        74

Заключение        86

Список использованной литературы        92

Приложения        98

Введение

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В Российской Федерации разработаны программные документы о стратегии развития образования. Прежде всего, следует отметить Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

«Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство». В этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года выражена вся суть современной государственной политики в области образования, обоснование приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики, в ней – ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века, в ней признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России.

Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов управления им четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» школа названа базовым звеном образования, а ее модернизация предполагает ориентацию образования на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

Очевидным является тот факт, что сегодняшние учащиеся хотят получать в школе такое образование, которое позволит им успешно строить дальнейшую профессиональную карьеру. Как подчеркнул на съезде ректоров Президент Российской Федерации Владимир Путин, современное образование должно быть таким, чтобы учащиеся «не просто могли адаптироваться к изменениям в стране и мире, но сами стали формировать эти изменения на благо страны». Это значит – быть самостоятельными и инициативными, способными творчески принимать решения и брать на себя ответственность, умели договариваться и сотрудничать, владели коммуникативными и информационными технологиями, родным и иностранным языками. А самое важное – чтобы были людьми высоконравственными, настоящими патриотами России».

Таким образом, от качества образования зависит экономическое и социальное развитие страны. Недопустимо, чтобы школа плелась в хвосте происходящих изменений. Напротив – она должна взять на себя активную роль, опережать и определять их. Сегодня в образовании необходимы особенно интенсивные преобразования, выход на передний край экономического и социального развития.

Все эти изменения невозможны без эффективной государственной политики в сфере образования, в чем и заключается актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в теоретическом и практическом исследовании государственной политики в сфере образования.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

* Исследовать состояние и структуру системы образования России.

* Изучить основные положения государственной политики РФ в сфере образования.

* Изучить состояние и основные тенденции развития системы образования Тамбовской области.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили статьи в прессе, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, статистические данные, законодательные акты Российской Федерации и Тамбовской области.

В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический   и другие.

Объект исследование – система образования в России.

Предметом исследования является государственная политика в сфере образования в России и в Тамбовской области.

Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования местного налогообложения, в том числе в конкретном регионе России – Тамбовской области, могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников информации, приложений. Ее содержание изложено на 113 страницах, включая 14 таблиц, 1 рисунка, 2 приложений.





елять их. Сегодня в образовании необходимы особенно интенсивные преобразования, выход на передний край экономического и социального развития.

Все эти изменения невозможны без эффективной государственной политики в сфере образования, в чем и заключается актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в теоретическом и практическом исследовании государственной политики в сфере образования.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

* Исследовать состояние и структуру системы образования России.

* Изучить основные положения государственной политики РФ в сфере образования.

* Изучить состояние и основные тенденции развития системы образования Тамбовской области.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили статьи в прессе, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, статистические данные, законодательные акты Российской Федерации и Тамбовской области.

В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический   и другие.

Объект исследование – система образования в России.

Предметом исследования является государственная политика в сфере образования в России и в Тамбовской области.

Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования местного налогообложения, в том числе в конкретном регионе России – Тамбовской области, могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников информации, приложений. Ее содержание изложено на 113 страницах, включая 14 таблиц, 1 рисунка, 2 приложений.