СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Система образования в Российской федерации        5

1.1        Состояние системы образования        5

1.2        Структура системы образования        11

1.3        Направления реформы системы образования в России        31

2        Государственная политика РФ в сфере образования        45

2.1        Основные положения государственной политики в сфере образования                        45

2.2        Проблемы и направления модернизации системы образования        53

3        Проблемы и тенденции развития системы образования Тамбовской области        62

3.1        Состояние и основные тенденции развития системы образования Тамбовской области        62

3.2        Проблемы и направления модернизации системы управления и материально-технической базы образования        81

Заключение        93

Список использованной литературы        100

Приложения        106

Введение

«Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство». В этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года выражена вся суть современной государственной политики в области образования, обоснование приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики, в ней – ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века, в ней признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России.

Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов управления им четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» школа названа базовым звеном образования, а ее модернизация предполагает ориентацию образования на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

Очевидным является тот факт, что сегодняшние учащиеся хотят получать в школе такое образование, которое позволит им успешно строить дальнейшую профессиональную карьеру. Как подчеркнул на съезде ректоров Президент Российской Федерации Владимир Путин, современное образование должно быть таким, чтобы учащиеся «не просто могли адаптироваться к изменениям в стране и мире, но сами стали формировать эти изменения на благо страны». Это значит – быть самостоятельными и инициативными, способными творчески принимать решения и брать на себя ответственность, умели договариваться и сотрудничать, владели коммуникативными и информационными технологиями, родным и иностранным языками. А самое важное – чтобы были людьми высоконравственными, настоящими патриотами России».

Таким образом, от качества образования зависит экономическое и социальное развитие страны. Недопустимо, чтобы школа плелась в хвосте происходящих изменений. Напротив – она должна взять на себя активную роль, опережать и определять их. Сегодня в образовании необходимы особенно интенсивные преобразования, выход на передний край экономического и социального развития.

Все эти изменения невозможны без эффективной государственной политики в сфере образования, в чем и заключается актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в теоретическом и практическом исследовании государственной политики в сфере образования.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

* Исследовать состояние и структуру системы образования России.

* Изучить основные положения государственной политики РФ в сфере образования.

* Изучить состояние и основные тенденции развития системы образования Тамбовской области.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили статьи в прессе, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, статистические данные, законодательные акты Российской Федерации и Тамбовской области.

В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический,   абстрактно-логический и другие.

Предметом исследования является государственная политика в сфере образования в России и в Тамбовской области.

Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования местного налогообложения, в том числе в конкретном регионе России – Тамбовской области, могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников информации, приложений. Ее содержание изложено на 113 страницах, включая 14 таблиц, 1 рисунка, 2 приложений.



1 Система образования в Российской федерации

1.1 Состояние системы образования

Конституционное закрепление права на образование (статья 43 Конституции РФ) - важнейшая предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития общества. Право каждого человека на образование признается во Всеобщей декларации прав человека и иных международно-правовых актах.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней.

Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) и Национальной доктриной образования в Российской Федерации принципами государственной политики РФ в сфере образования являются: уважение к правам и свободам человека; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный