СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Физиологические основы восприятия        4

2        Восприятие и понимание людьми друг друга        7

3        Межличностная аттракция        17

Заключение        20

Список литературы        21

Введение


Восприятие людьми друг друга принадлежит к области социальной психологии. У человека существует не только потребность узнать, почему другие ведут себя так, а не иначе, но и стремление осмыслить и понять происходящее, обрести уверенность в правильности его представлений об окружающем мире. Для этого он постоянно проверяет свои впечатления, сравнивая их с объективными данными. В отсутствие объективных критериев люди проверяют свои убеждения, сравнивая их с аналогичными представлениями, имеющимися у других людей. Совпадение с этими представлениями вызывает такое же «субъективное чувство правильности», как и испытание реальностью. Мнения окружающих используются человеком в качестве социальных мерок и критериев. Для «разрешения диссонанса» личная точка зрения приводится в соответствие с позицией большинства и координируется с поведением. Люди, испытывающие «когнитивный диссонанс», либо меняют убеждения, так чтобы они не противоречили поведению, либо изменяют поведение, чтобы оно соответствовало убеждениям. Теория диссонанса основывается на потребности индивида в конформном поведении. Одно из следствий этой потребности состоит в следующем: чем больше усилий требует достижение цели, тем более привлекательной она становится.  К числу факторов, определяющих привлекательность для индивида тех или иных лиц или предметов в его окружении, относятся также сходство между ним и «другими», частые контакты, а также его осведомленность о предмете. Значение сходства иллюстрирует поговорка «враг моего врага – мой друг». Другой пример: мы испытываем симпатию к людям, оказывающимся в сходной затруднительной ситуации. Роль частых контактов и осведомленности о предмете широко известна. Так, школьники, вначале недолюбливающие новичка, со временем и увеличением частоты контактов начинают испытывать к нему дружеские чувства. Регулярно рекламируемая на уличных щитах и с экранов телевизоров продукция со временем становится популярной среди потребителей.

Взаимоотношения основываются на определенных побуждениях (интерес, понимание необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения и т. д.) и включают то или иное поведение (речь, действия, мимика, жесты и т. п.), эмоции и чувства (удовлетворенность общением, симпатии, антипатии, взаимное притяжение, положительные или отрицательные состояния), познание (восприятие другого, мышление, воображение, представление), волю (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи в трудной ситуации). Межличностные отношения формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через их личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.

Через межличностные отношения и общение индивид опосредованно может включиться в систему общественных отношений. Если у ребенка такое включение происходит через ближайшее окружение, то у взрослого границы значительно расширяются. Он непосредственно, а не только через межличностные отношения и общение включается в разнообразные общественные отношения, становится их носителем. Взаимоотношения складываются и протекают в условиях взаимодействия большого числа людей. Отбор партнеров для общения и выполнения какой-либо деятельности — сложный процесс, который зависит как от общей атмосферы в группах взаимодействующих людей, так и от психологических особенностей их самих. Таким образом, тема работы является актуальный, так как правильное понимание механизма восприятия человека человеком может помочь создать нужную рабочую атмосферу в коллективе.


1 Физиологические основы восприятия


Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Восприятие, как и ощущение, — рефлекторный физиологический процесс. И. П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарии головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлении окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы:

1. свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса;

2. свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.

1. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:

* объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

* точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

* полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

* быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

2. Ко второй группе среди основных "сущностных" свойств восприятия выделяются:

* константность восприятия — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия

* осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

* структурность восприятия — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

* целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.