Содержание







Введение        2

1        Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности        3

2        Проблемы уголовно-правового регулирования предпринимательской деятельности        13

Заключение        18

Библиографический список        21


Введение

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью. Это побудило законодателя признать данное право самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны.

  Следует заметить, что в отличие от дореволюционного российского уголовного законодательства, предполагавшего защиту свободы предпринимательства в уголовно-правовом порядке в рамках общих норм об ответственности за должностные преступления, и тем более советских уголовных законов, фактически исключавших возможность такой защиты, УК РФ 1996 г. впервые закрепил специальный состав посягательства, именуемого «воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»*. Установление уголовной ответственности за действия, предусмотренные ст. 169 УК РФ имеет своей целью создать дополнительные гарантии со стороны государства развитию предпринимательства в нашей стране. Рассматриваемая норма является наглядным примером государственного регулирования экономической деятельности. Уголовное право в этом случае выступает не только как инструмент охраны выделенных государством общественных отношений, но и как генератор условий, которые будут способствовать развитию рынка в России. Данная норма не только иллюстрирует соответствующие гарантии государства в отношении своих граждан, но и призвана обеспечить стабильность национальной экономики».

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.



1 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности регулируется статьей 169 Уголовного кодекса РФ). Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности посягает на важную сферу общественных отношений, связанных со свободным осуществлением этой деятельности, право на которое предоставлено гражданам Конституцией РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (ст. 34).

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате незаконного вмешательства государственных должностных лиц в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации нарушаются их права при осуществлении законной экономической деятельности.

Объектом преступления является гарантированное Конституцией РФ право каждого гражданина или юридического лица на занятие законной предпринимательской деятельностью.

С объективной стороны это преступление выражается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Диспозиция ст. 169 УК бланкетная, поэтому для ее уяснения необходимо обращение к различным нормативным актам.

Содержание терминов "индивидуальный предприниматель", "коммерческая организация" раскрывается в Гражданском кодексе РФ. Так, в ст. 23 ГК говорится, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а ст. 50 ГК, в частности, устанавливает, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

В ст. 169 УК названы разновидности преступных деяний должностных лиц, объединяемых одним понятием - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; б) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; в) неправомерный отказ индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи; г) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности; д) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; е) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в форме 1) неправомерного отказа в ее регистрации и 2) уклонения от регистрации либо 3) неправомерного отказа в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности или 4) уклонения от его выдачи, необходимо прежде всего установить порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

Положения, определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральном законе от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" (вводится в действие с 1 июля 2002 г., за исключением п. 2 ст. 27), а также в нормативных актах правительства РФ и ведомств.

Государственная регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя производится органами Инспекции Министерства по налогам и сборам по месту нахождения юридического лица в течение 5 рабочих дней. При этом местом нахождения считается место нахождения постоянно действующих исполнительных органов юридического лица, указанное в заявлении.

Законом предусмотрены только два основания, по которым может быть отказано в регистрации вновь создаваемого юридического лица:

* непредставление определенных законодательством документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица;

* представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой невыполнение должностным лицом регистрирующего органа обязанности зарегистрировать в