СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Социально-педагогическая поддержка детей, лишенных семьи        4

1.1        Система социальной работы с детьми, лишенными семьи        4

1.2        Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка, лишенного семьи        16

2        Технологии социальной работы с детьми, лишенными семьи        22

2.1        Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками        22

2.2        Технологии социальной работы в муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи на примере МУОУ №1 г Тамбова        41

Заключение        50

Список использованной литературы        52


Введение


Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ежегодно в России, по сведениям, приведенным в Государственном докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка, выявляется по 105-110 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками. 

Социально-педагогическую диагностику нужно начинать как можно раньше, чтобы своевременно осуществить допрофессиональную ориентацию учащихся, а в классах с производственным обучением – совершенствовать трудовую подготовку подростка, его социальную ориентацию на производственный труд. Необходим учет особенностей профессионального самоопределения, оценки готовности подростков к самостоятельной жизни, а они, как показывают исследования, у многих детей неадекватны их индивидуальным и социальным возможностям.

Таким образом, сегодня важно, чтобы социальная служба в известной мере влияла на коррекционно-педагогические задачи учреждения образования, которые долго решались только в рамках обучения аномальных детей.

Актуальное направление деятельности социального работника должно быть ориентировано на решение задач, связанных с теми или иными трудностями в жизни опекаемых, детей, перспективное направление предполагает развитие, становление индивидуальности каждого ребенка, определение приоритетных линий социального воспитания и социальной работы, способов адаптации личности, готовности ее к жизни в современном обществе.В этих условиях социальная защита ребенка оставшегося без семьи является серьезной общегосударственной проблемой.

Цель исследования - исследовать основные проблемы социальной работы с детьми, оставшимися без семьи, существующие воспитательные технологии, содержание, формы и методы социальной работы в условиях России и тамбовской области.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

* Изучение  понятия социальной дезадаптации и причин этого явления.

* Изучение  структуры учреждений социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.

* Изучение  психологических механизмов дезадаптации.

* Изучени  факторов, влияющих на процессы социализации и дезадаптации у детей и подростков.

* Изучение  технологии социальной работы с «трудными» подростками.

Объект исследования: дети, лишенные семьи и с проблемами в развитии.

Предмет исследования: социальная работа с детьми, имеющими  проблемы в развитии.

Методы исследования: анализ статистических и социологических данных и исследований; анализ документов; наблюдение, интервью.

База исследования: управление социальной защиты населения Тамбовской области.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в исследовании проблем детей с проблемами в развитии и технологий социальной работы.

1 Социально-педагогическая поддержка детей, лишенных семьи

1.1 Система социальной работы с детьми, лишенными семьи

В национальной доктрине образования на период до 2005 г., Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг., Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулирован социальный заказ к системе образования: результатом деятельности образовательного учреждения являются не столько знания, умения, навыки, сколько то, насколько у выпускников образовательных учреждений сформированы гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. В первую очередь речь идет о способностях и качествах, которые определяют человека как гражданина и участника многомерного социального пространства и которые обеспечивают его готовность и возможность жить среди людей разных социальных общностей, свободно, активно и полноценно реализуя себя, координируя различные типы своей деятельности и свое «Я» и не нарушая при этом интересы других. По сути, это заказ на психологически здоровую личность. Однако, современная социально-экономическая ситуация России часто вызывает психологическое напряжение и растерянность, нарушает психологическое благополучие человека. Появляются тенденции к нарастанию социальной дезадаптации детей, которая является часто следствием аналогичных процессов социальной дезадаптации взрослых.

Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с