СОДЕРЖАНИЕ




Введение        3

1        Сущность государственного долга и ретроспективный анализ долговых обязательств России        5

1.1        Сущность и основные элементы государственного долга        5

1.2        История государственного долга России        12

2        Оценка состояния государственного долга России и текущих тенденций по его сокращению        23

2.1        Современное состояние государственного долга России        23

2.2        Основные подходы к оптимизации управления государственным внешним долгом        28

Заключение        40

Библиографический список        45

Приложение        48


Введение


Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одной из наиболее тяжелых экономических проблем России с 90-х гг. является накопление внешней задолженности. Неблагополучие в этой сфере внешнеэкономических связей затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговлю России как с индустриальными, так и развивающимися странами.

Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования управления внешним долгом России, недостаточная разработанность методики управления внешним госдолгом к условиям России, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили особую значимость темы настоящей работы.

Набор применяемых российским правительством финансовых методов управления накопленным внешним долгом невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов.

Успешные методы управления внешней задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства.

Теоретические аспекты внешней государственной задолженности, международного кризиса долгов исследовались широким кругом отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно назвать Солодовникова С.Н., Котову Е.В., Кузнецова B.C., Твердохлебова В.Н., Шохина А.Н., Линдерта П.Х., Бьюкенена Дж., Лернера А., Ареску К., Кавако-Сильва А., Корея Г., Романса Дж., Уоррена Т., Киш Ю.


В отечественной и зарубежной экономической литературе практически отсутствуют специальные работы по проблеме управления внешним долгом России, за исключением публикаций в периодической печати.

Целью курсовой работы является исследование проблем управления государственным внешним долгом России.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были сформулированы и решены следующие задачи:

определены теоретические основы управления внешним государственным долгом;

ѕ Выявлены особенности методов управления внешним долгом России;

ѕ Исследованы прогрессивные методы управления внешними заимствованиями России.

Предметом исследования курсовой работы являются проблемы управления внешним долгом России.

В качестве объекта исследования выступает внешний долг России. Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов; инструктивные и справочные материалы, нормативные документы; законодательные акты Российской Федерации. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, статистика международных организаций.

В качестве основной методологической базы исследования, проведенного в данной работе, были использованы системный и сравнительный анализ, а также анализ причинно-следственных связей, методы научной классификации, исторический метод, принципы диалектической логики.

Выводы и предложения, сформулированные в курсовой работе, могут быть использованы при разработке соответствующих учебных курсов, пособий, учебных изданий.

1  Сущность государственного долга и ретроспективный анализ долговых обязательств России

1.1 Сущность и основные элементы государственного долга

В экономической науке государственный долг принято определять как все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам внегосударственного сектора, а также к иностранным государствам. Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты закупок, принятия на себя долгов других экономических единиц, “безденежного” выпуска долговых обязательств.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношении, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права".

Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношении; в-третьих, по срокам обязательств. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированным в срок.


ложения, сформулированные в курсовой работе, могут быть использованы при разработке соответствующих учебных курсов, пособий, учебных изданий.

1  Сущность государственного долга и ретроспективный анализ долговых обязательств России

1.1 Сущность и основные элементы государственного долга

В экономической науке государственный долг принято определять как все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам внегосударственного сектора, а также к иностранным государствам. Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты закупок, принятия на себя долгов других экономических единиц, “безденежного” выпуска долговых обязательств.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношении, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права".

Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношении; в-третьих, по срокам обязательств. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированным в срок.