Содержание


Введение        2

Глава 1        Экономика России в системе мирового хозяйства        7

1.1        Тенденции развития мирового хозяйства в начале XXI в.        7

1.2        Проблемы участия экономики России в системе перераспределения мирового дохода        18

Глава 2        Развитие внешнеэкономических связей России и Тамбовской области                31

2.1        Динамика внешнеэкономических связей России        31

2.2        Внешнеэкономический потенциал Тамбовской области        46

Глава 3        Направления совершенствования внешнеэкономической стратегии России и Тамбовской области        58

3.1        Определение направлений внешнеэкономической стратегии        58

3.2        Направления совершенствования институциональных основ включения экономики России в глобальные процессы        73

3.3        Основные направления формирования внешнеэкономической стратегии тамбовской области        82

Заключение        90

Список литературы        96

Приложения        99



Введение

Актуальность темы дипломной работы во многом обусловлено ростом транснациональных корпораций, то есть производственной интеграции, и резко усиливающегося международного сращивания и перемещения денежных капиталов в самых разных формах, что придало в последние десятилетия качественно новое содержание понятию "экономическая глобализация".

Следует в этой связи напомнить старое определение мирового хозяйства середины прошлого века, данное известным немецким экономистом Ю. Кучинским: это "особый организм, который имеет специфические функции и специальные институты, дающие полное право говорить о мировом хозяйстве как о хозяйстве, отличном от суммы хозяйств отдельных стран". По мнению О. Богомолова, это определение наиболее полно отражает суть глобальной экономики: "Мировой рынок, — пишет он, — мирохозяйственные отношения и институты отнюдь не являются простым продолжением национальных хозяйственных систем, их суммой, а представляют собой образование, существенно отличающееся от них".

Можно отметить те категории и институты, которые нельзя отнести ни к одной национальной хозяйственной системе, а именно: особую систему цен, отличную от внутреннего ценообразования; систему валют, получивших особый статус мировых; международные товарные и финансовые рынки; так называемые оффшорные зоны, свободные от национального регулирования; межгосударственные экономические союзы и организации. В этот перечень следовало бы включить упомянутые транснациональные корпорации (и банки), которые, будучи формально зарегистрированными но законам какой-то определенной страны, в значительной степени, если не в основном, функционируют все же за ее пределами.


Все это дает повод ставить вопрос о том, что современная глобализация протекает главным образом в капиталистических формах, которые заведомо противоречат принципам равноправия и взаимной выгоды и базируются, как правило, па силе и монополизме, а не на свободной конкуренции участников. Сопоставляя выгоды и ущерб от глобализации, автор указывает па устойчивое сохранение и даже увеличение разрыва в уровнях развития между группами индустриально развитых и экономически менее развитых стран. Огромную материальную выгоду получают США, страны Западной Европы и Япония от мировой торговли и прямых инвестиций за рубежом. При этом давление сильных конкурентов па развивающиеся страны усугубляет их отставание.

В 1970-х годах соотношение ВВП на душу населения в промышленно развитых и развивающихся регионах составляло 20:1. По тем временам такой разрыв казался огромным. За это время произошел еще больший перекос в сторону так называемых метрополий в ущерб периферии. По данным ООН, опубликованным в 2002 г., средний разрыв к концу прошлого столетия не только не сократился, но (если исключить Китай) даже увеличился. Об этом же говорят исследования, проведенные Всемирным банком. Что касается Китая, то главным фактором его устойчивого и быстрого роста в последней четверти века явились внутренние преобразования, удачно сочетавшие рыночные реформы с целенаправленной регулирующей деятельностью государства. Рост товарного экспорта и приток капитала извне были важным, но все же второстепенным условием экономического роста. Секрет "китайского чуда" — отнюдь не в глобализации, а в стабильном расширении внутреннего рынка за счет систематического повышения уровня жизни населения. Причем государство по-прежнему широко использует протекционистские меры, в частности, жесткое регулирование валютного курса, но защите внутреннего рынка.


Из сказанного следует важный вывод: при всех выгодах международного разделения труда главную роль в экономическом подъеме стран играют внутренние условия, в том числе и политика государства. Это доказывает опыт не только Китая, по и "азиатских тигров" — Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, отчасти Малайзии, Таиланда и Индонезии, сумевших в последние десятилетия выдвинуться в категорию "новых индустриальных стран".

Все это показывает, что страны, имеющие и успешно реализовывающие внешнеэкономическую стратегию получают существенное конкурентное преимущество в сложных условиях глобализации.

За период реформ в 90-е годы  наша страна превратилась в глубокую периферию мирового хозяйства. Причем российская экономика значительно пострадала от явно неподготовленной чрезмерной открытости мировому рынку. Наряду с другими факторами это обусловило длительное кризисное падение и застой производства. Нарушены интенсивные в прошлом экономические взаимосвязи России с другими бывшими союзными республиками. Практически полностью утрачены плоды экономической интеграции со странами СЭВ.

Министерство экономического развития и министерство иностранных дел России подготовили документ, в котором описана внешнеэкономическая стратегия России на долгосрочную перспективу, до 2025 года.

За счет привлечения иностранных кредитов и частичного "распечатывания" стабфонда планируется направить дополнительные инвестиции в развитие "прорывных" технологий. Их внедрение должно будет обеспечить отход от преимущественно сырьевой структуры экспорта.

Согласно тексту документа, государство должно активно поддерживать российский бизнес за рубежом и не стесняться "умеренного протекционизма" внутри страны.


Разработчики очередного проекта развития страны полагают, что через 20 лет Россия станет полноправным членом ВТО и других международных экономических организаций, с трех до 25 процентов увеличит долю наукоемких товаров в общем объеме экспорта, войдет в семерку крупнейших торговых стран мира и десятку ведущих экспортеров и импортеров капитала.

Однако независимые эксперты, полагают, что реализация стратегии будет сильно затруднена недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, складывающимся в стране и пробуксовкой многих структурных реформ.

Данный план уже направлен на рассмотрение в правительство, администрацию президента, Совет безопасности, Государственную думу и Совет Федерации, однако до обсуждения дело пока не дошло. Поэтому есть дополнительные основания в рамках темы дипломной работы рассмотреть возможность и направления формирования внешнеэкономической стратегии России.

Действительно, в перспективе роль России в глобальной экономике может существенно возрасти, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение па двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал.

Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.

Цель дипломной работы – изучение процесса формирования и основных направлений развития внешнеэкономической стратегии России в современных условиях.

В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:

– Изучение места и особенностей интеграции экономики России в системе мирового хозяйства.

– Изучение динамики внешнеэкономических связей России.

– Изучение динамики внешнеэкономических связей Тамбовской области.