Понятие значение и виды оборота розничной торговли

     Отличительной особенностью конкурентного рынка является свобода торговли. Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года "О свободе торговли" всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

     В настоящее время практически нет организаций, которые в той или иной степени не занимались бы торговой деятельностью.

     Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового).

     Товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания.

          Розничная торговля

     Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.

     Мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

Оборот розничной торговли


Значение оборота розничной торговли заключается в том, что через него происходит  смена форм стоимости товаров народного потребления, созданных в процессе производства. В результате этого возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительская стоимость товаров народного потребления.

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей и в обмен на его денежные доходы.

Население удовлетворяет свои потребности в различных предметах не только путем их непосредственного индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. В качестве примера можно привести закупку товара такими организациями, как больницы, санатории, дома отдыха ,которая производится за наличный и безналичный расчет.Она называется мелкооптовой продажей и занимает примерно 5% в общем объеме розничного товарооборота.

Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.

Для характеристики уровня жизни применяется целая система показателей:

Уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров

§ Обеспечение жильем

§ Благоустройство быта

§ Образование

§ Медицинское обслуживание

§ Условия труда

§ Организация отдыха и т.д.


     Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным картам, расчетным чекам банков, перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет).

     В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включаются:

     стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки в отделение связи); стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара; стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговая организация является их собственником; стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.); стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки); стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; стоимость проданной порожней тары.

     Не включаются в оборот розничной торговли: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

     Оборот розничной торговли отражается в розничных ценах фактических

фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.

     Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам) (Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (утв. постановлением Госкомстата России от 17.11.97 г. N 76 с изменениями от 25.05, 8.12.98 г.).

Торговые объекты делятся на:

     Стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским инженерным коммуникациям.

     Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.

     Субъекты торговой деятельности:

юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации),

объединения торговых организаций,

граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке.

     Торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления торговой деятельности.

     Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия. Категории торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню предоставляемых.

     Крупные торговые предприятия - принадлежащие субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой площадью свыше 1000 кв.м.

Продажа товаров населению для непосредственного потребления связана с широким информированием покупателей.

     Информация о продуктах питания с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения:

     наименование продукта и его вид;

     страна, фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено и буквами латинского алфавита);

     вес или объем продукта;

     наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;

     пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);

     условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения);

     срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения);

     способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов);

     рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);

     условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний;

     иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов, санитарных правил и правил продажи продовольственных товаров (Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1575 с изменениями от 14.07.97 г.).

     Реквизиты ценника на продовольственные товары:

     для весовых товаров - наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цена за килограмм или сто граммов;

     для товаров, продаваемых в розлив, - наименование товара, цена за единицу емкости или отвеса;

     для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями-изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.п., - наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку.