Содержание:



Введение        2

Виды монополий и монопольной власти        3

Чистая монополия и монопольная власть.        3

Характеристика монополий        4

Предпосылки и история образования и развития монополий        6

Методы концентрации и централизации капитала        6

Слияния и поглощения в США.        7

Слияния и поглощения в других странах.        8

Монополии в России        9

Характер развития монополий на современном этапе        11

Формы и пути образования международных монополий        13

Антимонопольное законодательство в России        16

Антимонопольное регулирование        16

Основные понятия антимонопольного законодательства        16

Виды запрещенной монополистической деятельности для хозяйствующих субъектов и объединений коммерческих организаций        18

Виды запрещенной монополистической деятельности  для хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение        19

Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства        19

Практика применения антимонопольного законодательства        20

Литература:        25


Введение


Монополия – (от от греч. monos – один и Poleo – продаю), исключительное право в определенной  области  государства, организации, фирмы.

Монополия в экономике - ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов, франшиз), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и  абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей.  Фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Виды монополий и монопольной власти

  Чистая монополия и монопольная власть.


Чистая монополия  (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец  данного товара,  который не имеет  близких заменителей.  Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями.   

Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя  количество, которое она готова продать. Степень, до которой  монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара.  В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт.

Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет.

Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.


Характеристика монополий


    Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее  положение  в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в  мире  в  целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

    Но может существовать и другая трактовка понятия  "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация,  когда  покупателям  противостоит  предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида.  В этом случае монополистом может  ока-заться сравнительно  небольшое  по размерам предприятие (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов  в России,  и по-рядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год).  И напротив,  крупная фирма  может и не быть монополистом,  если ее до-ля на данном рынке невелика.

    Обращаясь к  монополии  как виду экономической структуры рынка,  ее следует рассматривать как определенный тип экономических  отношений,  который  дает  возможность  одному  из участников этих отношений диктовать свои  условия  на  рынке определенного товара.

    Монополия предполагает,  что в  отрасли  имеется  только один  производитель,  который  полностью  контролирует объем предложения товара.  Это позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара.  Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.  К чистой монополии можно отнести предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.


    Фирма-монополист обычно  имеет  более  высокую  прибыль, что,  естествен-но,  привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики,  и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.  Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов  монополий: