Содержание





Введение        2

1        История развития балета в Европе        4

2        Балет России XIX века        10

3        Музыкально-стилистическая техника балета XIX века        13

Заключение        21

Список литературы        23



Введение

Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются во многих древних документах. Вяероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько короли и королевы. Многообразие танцевальных форм включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные, экспериментальные и другие танцы. Большой ветвью этого искусства был театральный танец, возникший в западном мире. Корни современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века — эпохи Возрождения.

Предпосылкой появления балета был новый способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становился центром Вселенной и может управлять своим бытием при помощи искусства и науки.

Уже к началу XVIII века балет мигрировал из французского двора в парижскую оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, сохранившему основной концепт балета — сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом. В течение этого столетия балет распространился по Европе и из утонченного способа «передвижения образов» во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, ballet d'action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью уничтожила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: «искусство должно стремиться к подражанию природе, естеству». В результате костюмы и хореография стали более вольными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Открылась дверь в мир натуралистичных костюмов и бескаблучной обуви — пуантов, которые предоставили танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.

Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, фокусирующимися на эмоциях, с фантазией и богатым духовным миром, ознаменовала начало настоящей работы на пуантах. Теперь идеальная балерина в своих туфлях, казалось, едва касалась поверхности сцены, и ее бесплотный дух словно не знал, что такое земля. В это время восходящие звезды женского танца полностью затмили бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев окрестили просто двигающимися статуями, существующими только для того, чтобы балерины на них опирались.

В XIX веке происходит расцвет, а затем упадок западноевропейского балета. На рубеже 19 и 20 вв. русский балет определился как один из наиболее развитых видов нац. культуры. К этому времени балет как самостоятельный и творчески развивающийся вид искусства существовал только в России.

Поэтому достижения русских мастеров сказались на развитии мировой хореографии. Под прямым воздействием русского балета возродился балетный театр в Западной Европе и Америке. Балет получил распространение и в странах, ранее его не знавших. Та невиданная популярность, которую приобрело в 20 в. танц. искусство, имеет основой прежде  всего достижения русского балета.

Таким образом, тема работы является особенно актуальной.

Цель работы – изучение истории развития балета в России и Европе.

В процессе исследования использовались монограффии искусствоведов, статьи в специализированной периодической печати и другие публикации.



1 История развития балета в Европе

Балет (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую), вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Термин «Балет» служит преимущественно для обозначения европейского балета, сложившегося на протяжении 16-19 вв..

Европейский балет возник в эпоху Возрождения. В конце 14 в. наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театрального танца, зародившегося в Италии, а затем и в других странах, привёл в 15-16 вв. к рождению балета. В 16 в. сценический танец, ранее входивший в представление в качестве интермедий, получил драматургическое оформление, став частью синтетического спектакля. Первые спектакли, связанные единым сюжетом, появились во Франции во 2-й половине 16 в. (напр., «Комедийный  балет королевы» Б. Бальтазарини, 1581). В это время танец был ещё неотделим от слова и пения. В представлениях, дававшихся при дворе, выступали придворные. После появления профессиональных танцовщиков началось развитие техники танца. К концу 17 в. были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца.

К начау XIX века в Англии, Австрии, а затем во Франции балет окончательно сформировался как самостоятельное искусствово. В Лондоне балетные спектакли на античные сюжеты создавали Дж. Уивер и М. Салле. В Вене балетм. Ф. Хильфердинг и Г. Анджолини обратились к трагедиям классицизма. Французский хореограф Ж. Ж. Новер обобщил и закрепил практику и теорию нового балета. В Дании работал балетм. В. Галеотти. Принципы действенного балет получили развитие в спектаклях италальянских балетмейстеров С. Вигано («Творения Прометея» Л. Бетховена, 1801 и 1813; «Отелло», 1818).