СОДЕРЖАНИЕ

Введение        4

1        Методические подходы к проведению комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия        8

1.1        Методика оценки рыночной позиции предприятия        8

1.1.1        Внешняя среда предприятия        14

1.1.2        Внутренняя среда предприятия        16

1.1.3        SWOT-анализ        18

1.2        Методика проведения комплексного финансового анализа предприятия        23

1.3        Комплексная рейтинговая оценка финансового состояния предприятия        28

2        Методические основы оценки конкурентного преимущества объектов                35

2.1        Факторы конкурентного преимущества различных объектов        35

2.1.1        Персонал        35

2.1.2        Товар, услуга        36

2.2        Организация        38

2.3        Требования и исходные данные для оценки конкурентоспособности        44

2.4        Методика анализа и оценки конкурентоспособности организации                48

3        Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Рубин-Сервис»        52

3.1        SWOT-анализ ООО «Рубин-Сервис»        52

3.2        Анализ финансового состояния ООО «Рубин-Сервис»        60

3.3        Комплексна рейтинговая оценка предприятий конкурентов        71

3.4        Оценка конкурентных преимуществ ООО «Рубин-Сервис»        73

Заключение        76

Список используемой литературы        81

Введение


Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением фирмы по отношению к конкуренту, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.

Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют "ценность для покупателя" ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, т.е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, но не обеспечивающих соответствующего отличительного качества. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает "ценность для изготовителя" и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря осуществлению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.

Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов и стратегий конкуренции, но и исследования имиджа товара и имиджа фирмы. Действительно снижая цену на свой товар или услугу фирма приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены товара или услуги приводит к понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественные характеристики продукта компания получает значительное превосходство перед конкурентами, что, в стою очередь, может быть основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену своих товаров на уровне цен конкурентных товаров, то более высокое качество создает ему лидирующее положение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей и, соответственно, размер занимаемой фирмой рыночной доли.

В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются товары-конкуренты близкие и практически аналогичные по качеству и цене, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социо-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие фирмы.

Фирма, ориентирующаяся на успех, должна ставить своей целью не только удовлетворение спроса потребителей на товары или услуги, в центре ее внимания должна быть и цель разработки и реализации собственной конкурентной стратегии, Эта стратегия должна учитывать характер и потенциал конкурирующих сил рынка, сил которые формируют и отслеживают динамику рынка, диффузию потребителей и конкурентов в маркетинговой среде.

С учетом анализа литературы по конкуренции можно дать следующее определение: конкуренция — прогресс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с  конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных   потребностей   в   рамках   законодательства либо в естественных условиях.

Как  было  доказано  многими  экономистами,  конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной для России.

Целью дипломной работы является исследование методов анализа хозяйственной деятельности и оценки конкурентного положения предприятия в условиях сложившихся рыночных условий в России.

Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

* Исследовать и проанализировать существующие методические подходы к проведению комплексной оценки хозяйственной деятельности.

* Изучить методические основы оценки конкурентоспособности предприятия.

* Провести оценку конкурентоспособности на примере предприятия ООО «Рубин-Сервис».

ООО «Рубин-Сервис» является предприятием, оказывающим услуги по ремонту и сервису сложной бытовой техники. Форма собственности предприятия – частная. Предприятие зарегистрировано администрацией города Тамбова в 2002 году. Организационно-правовой формой предприятия является общество с ограниченной ответственностью. Юридический адрес предприятия г.Тамбов, ул. Н. Вирты 2а. Организованное на базе существующего предприятия по ремонту бытовой техники, предприятие ориентировано на ремонт преимущественно сложной бытовой техники как импортной так и отечественных производителей. В данном секторе рынка кроме ООО «Рубин-Сервис»  действуют следующие предприятия ООО «Мастер», ООО «Панасоник», ООО «Рембыттехника», ООО «Техномир». Данные бухгалтерской отчетности предприятий помещены в приложении.