Содержание

Введение _______________________________________________________2

1. Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями ____________________________________________4

2. Организационно – экономическая характеристика предприятия ________18

3. Учет расчетов с поставщиками и покупателями  _____________________26

3.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками  ________________26

3.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками  __________________28

3.3. Учет расчетов с использованием векселей   _____________________31

3.4. Учет расчетов, основанных на зачете взаимных  требований ______32

3.5. Порядок списания истребованной и не истребованной         задолженности __________________________________________________________ 34

4. Анализ расчета с дебиторами и кредиторами ________________________36

4.1. Анализ динамики, структуры дебиторской и кредиторской           задолженности __________________________________________________________36

4.2. Анализ качества дебиторской и кредиторской  задолженности ____42

4.3. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской   задолженности __________________________________________________________ 44

4.4. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской                задолженности __________________________________________________________ 47

4.5. Пути улучшения состояния расчетов __________________________48

Заключение  _____________________________________________________50

Список используемой литературы  __________________________________54

Приложения  _____________________________________________________57








Введение

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Целью выпускной квалификационной работы является учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

1. изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;

2. охарактеризовать учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований;

3. рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;

4. провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской и кредиторской задолженности;

5. проанализировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

6. выявить пути улучшения состояния расчетов.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является открытое акционерное общество "Кировстрой", г. Киров.

В процессе изучения и обработки материалов применяются следующие методы экономических исследований: экономический, монографический, экономико – математический, рассчетно – конструктивный; используются основные методы экономического анализа, такие как: элиминирование, балансовый метод и так далее.

Методологической и технической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили: Федеральный Закон о бухгалтерском учете в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 1998 – 2000 гг.:

форма № 1 "Бухгалтерский баланс";

форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках";

данные аналитического и синтетического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

первичные документы.

1. Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями


Хозяйственные связи, по утверждению Лубяной В. С.,  - это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг).  Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком [И]. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками (подрядчиками). По определению Кондракова М. П., к поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно – материальные ценности, а так же оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды и др.) и выполняющие различные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Порядок расчетов между предприятием поставщиками и подрядчиками по внутри – российским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ. Условия внутри – российских поставок формируют в соответствии с принятыми в стране условиями (франко – завод, франко – станция отправления, франко – вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

Действующим планом счетов бухгалтерского учета предусмотрена возможность взаимосвязанного отражения  многих видов расчетов. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на пассивном счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", схема этого счета представлена на рисунке 1, и активном счете 61 "Расчеты по авансам выданным" (рис. 2).


Счет 60


Д                                                                                                                                              К


Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за поставленные материальные ценности и услуги.

Зачет выданных авансов и предварительных оплат.

Сальдо – остаток задолженности поставщикам на начало периода.


Акцент счетов поставщиков и подрядчиков за поставленные материальные ценности, выполненные работы, услуги; выдача векселей; акцент трат; отражение коммерческого кредита.


Сальдо – остаток задолженности поставщикам и подрядчикам на конец периода.




Рис 1.  Схема счета 60 "Расчеты с поставщиками и                                                                                                        подрядчиками".


На счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется учет расчетов за полученные ТМЦ, выполненные работы и услуги, расчетные документы, по которым акцептованы и подлежат оплате; расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей; расчетные документы, по которым не поступили (неотфактурованные поставки); излишки ТМЦ, выявленные при их приемке.

По кредиту счета 60 в корреспонденции со счетами производственных запасов, товаров, издержек производства и обращения отражается задолженность предприятия поставщику (подрядчику) за фактически поступившие ТМЦ, принятые работы и услуги, за услуги по доставке ТМЦ, а так же НДС.

Суммы, отражаемые по кредиту формы 60, отмечает Вещунова Н. Л., зависят также от соответствия сроков поступления материальных ценностей и платежных документов (таблица 1. 1.).