Содержание



Тема 13. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения        2

1.1        Охарактеризуйте культуру эпохи Возрождения. Какие процессы протекают в это время?        2

1.2        Определите понятия «гуманизм» и «антропоцентризм»        4

1.3        Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Л. Да Винчи: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи».        7

1.4        Проанализируйте текст мыслителя эпохи Возрождения Пико дела Мирандолы:        9

1.5        Опишите двух деятелей эпохи Возрождения, их жизнь, их творчество, их взгляды. Почему деятелей эпохи Возрождения называют «титанами»?        11

1.6        Найдите ошибки в тексте:        17

1.7        Согласны ли вы, что…        18

1.8        Опишите натурфилософию Н. Коперника. Как изменяется картина мира в свете его открытий?        23

1.9        Большое влияние на мысль эпохи Возрождения оказала Реформация. Раскройте смысл этого понятия. Что явилось следствием Реформации?        26

1.10        Рассмотрите репродукции картин художников эпохи Возрождения        29

Список литературы        31



Тема 13. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения

1.1 Охарактеризуйте культуру эпохи Возрождения. Какие процессы протекают в это время?

При том, что Возрождение охватывало все стороны человеческой жизни, но самоопределилось прежде всего в сфере культуры. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д.

И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. И главное - изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека. Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида.

Важным признаком эпохи Возрождения явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

В эпоху Просвещения понятие "культура" означает деятельное преобразование мира человеком. В отличие от Цицерона, просветители относят к культуре не только духовные, но и материальные занятия людей. Это улучшение жизни людей с помощью земледелия, ремесел, различной техники. Но прежде всего культура - это духовное совершенствование человеческого рода и отдельных индивидов, орудием которого является разум.

1.2 Определите понятия «гуманизм» и «антропоцентризм»


Антропоцентризм –воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Антропоцентризм - черта мировоззрения, при которой человек рассматривается как центральное звеном всего космического бытия, вершина мироздания. Получил разработку в возрожденческом гуманизме, который противостоял средневековому теоцентризму.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике  и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности. Гуманным называют великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять и помочь другому человеку, уважение к окружающим. Существует следующее определение гуманизма: он является исторически развивающейся системой воззрений, признающих ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В гуманистическом обществе благо человека является критерием оценки его справедливости.

Слово гуманизм производно от слова человек. Он есть то, что делает человека Человеком. Гуманизм есть развертывание человечности в человеке, его нравственное облагораживание, т.е. развертывание человеческой сущности.

Ренессансный гуманизм – это не совсем то, что обычно имеется в виду. Гуманизм – это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Фундаментальным здесь является антропоцентризм как структурообразующий принцип культуры Возрождения. Именно в рамках этой культуры произошло открытие мира и человека, понимаемых принципиально по-новому в сравнении с умирающим средневековьем. Перемена была радикальной: вместо столь характерной для ортодоксии христианства постоянной заботы верующего о мире вечном, потустороннем в мировидении гуманистов на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земной, прижизненной и посмертной славе. При формальном сохранении традиционно-христианской интерпретации «великой цепи бытия» в центре мироздания гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не бог, а человек. В этой замене традиционного теоцентризма антропоцентризмом сошлись и пересеклись все линии гуманистического учения о человеке.

В этой связи следует указать на три специфические черты этого учения: