Методика проведения комплексного финансового анализа предприятия


Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.

Устойчивое финансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Теория анализа финансов, предпринимательства и экономики предприятия рассматривает понятие "устойчивое финансовое положение" не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия. Такую оценку можно получить различными методами с использованием различных критериев.

Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основными функциями финансового анализа являются:

* объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

* выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

* подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

* выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов, среди них можно выделить следующие:

* горизонтальный анализ;

* вертикальный анализ;

* трендовый анализ;

* метод финансовых коэффициентов;

* сравнительный анализ;

* факторный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Хотя число финансовых коэффициентов, которые могли бы быть рассчитаны, постоянно растет по мере прибавления исходной информации, в работе будут рассмотрены только основные из них, поскольку на практике оказывается достаточным использование относительно небольшого числа показателей для того, чтобы верно оценить финансовое положение компании. Расчет же дополнительных показателей не только излишне усложняет, но и вносит порядочную путаницу в анализ.

Исходной информацией для анализа являются данные из стандартных форм бухгалтерской отчетности: баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2).

Указанные формы являются документами внешней отчетности фирмы и могут быть доступны для всех групп заинтересованных пользователей. Подготавливаются они, как правило, ежеквартально и тем самым определяют наименьший интервал и частоту анализа.

Исходные показатели для оценки финансового состояния предприятия объединены в четыре группы.

В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности предприятия. (см. таблицу): 

1.1.Общая рентабельность предприятия (активов) - отношение балансовой прибыли к активам баланса-нетто;

1.2.Чистая рентабельность предприятия (активов) - отношение чистой прибыли к активам баланса-нетто;

1.3.Чистая рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли к собственному капиталу;

1.4.Общая рентабельность производственных фондов - отношение балансовой прибыли к средней величине внеоборотных активов и собственного оборотного капитала;

Наиболее важными для сравнительной оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или к величине собственных средств предприятия. Так как в действующей отчетности нет данных о чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, то величина чистой прибыли определяется по данным отчета о финансовых результатах предприятия (форма N2 по ОКУД) как разница между общей (балансовой) прибылью предприятия (стр.140, гр.3) и налогом на прибыль (доход), причитающийся по расчету в соответствии с Законом РФ о налоге на прибыль предприятий, организаций (стр.150, гр.3).

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Эффективность управления определяется отношением прибыли ко всему обороту предприятия - выручке от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость. Рассматриваются наиболее общие 4 показателя:

2.1.Чистая рентабельность продаж - отношение чистой прибыли на 1 руб. объема реализации продукции;

2.2.Прибыль от реализации продукции на 1 руб. объема реализации продукции;

2.3.Прибыль от всей реализации  (прибыль от ФХД) на 1 руб. объема реализации;

2.4. Общая рентабельность продаж (оборота)- отношение балансовой прибыли к объему реализации.

В третью  группу включены показатели оценки деловой активности предприятия:

3.1.Оборачиваемость активов (всего капитала) предприятия определяется отношением выручки от реализации продукции к итогу среднего баланса-нетто.

3.2.Оборачиваемость основных средств исчисляется отношением выручки от реализации продукции к средней стоимости основных средств;

3.3.Оборачиваемость оборотных средств - рассчитывается отношением выручки от реализации продукции к средней стоимости оборотных активов;

3.4.Оборачиваемость запасов определяется отношением выручки от реализации продукции к средней стоимости запасов;

3.5.Оборачиваемость дебиторской задолженности исчисляется отношением выручки от реализации продукции к   средней сумме дебиторской (краткосрочной и долгосрочной) задолженности;

3.6.Оборачиваемость банковских активов определяется отношением выручки от реализации продукции к средней сумме наличности, невостребованной выплаты за проданные товары, авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, полученных чеков, ценных бумаг, неучтенных срочных займов и других краткосрочных финансовых вложений;

3.7.Отдача собственного капитала рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к средней величине источников собственных средств.

В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия:

4.1.Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) определяется отношением суммы оборотных активов к сумме срочных обязательств, скорректированных на статьи 640,650,660;

4.2.Коэффициент критической  ликвидности исчисляется отношением суммы денежных средств и дебиторской задолженности (краткосрочной) к сумме срочных обязательств;

4.3.Индекс постоянного актива определяется отношением стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов к источникам собственных средств;

4.4.Коэффициент автономии (финансовой независимости) предприятия  рассчитывается отношением суммы собственных средств к валюте баланса-нетто;

4.5.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами исчисляется отношением суммы собственных оборотных средств к стоимости оборотных средств.

Для финансового анализа при наличии бухгалтерских отчетов за ряд лет целесоообразно организовать и поддерживать автоматизированную базу данных исходных показателей для рейтинговой оценки, расчитанных по данным баланса на конец каждого отчетного периода, либо по усредненным